План на неделю >>
Ваше мнение

Какие возможности создаст система распределения выпускников?

На это вопрос уже ответили посетителей.
Вы можете посмотреть результаты.

интернет конференция

Здесь вы можете обсудить принятые законопроекты, выразить свое мнение, получить комментарий.

ПОДРОБНЕЕ>>
Гостевая книга
Органы местного самоуправления

Ассоциация представительных органов







Научно-консультативный совет

Благотворительный совет нижегородской области





Портал государственной службы

Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Общественное обсуждение проекта плана мероприятий Законодательного Собрания Нижегородской области по противодействию коррупции на 2018-2020 годы


http://www.zsno.ru

603082, Нижний Новгород, Кремль, корп. 2



Информация о результатах мониторинга правоприменения Закона Нижегородской области от 13 июля 2004 года № 70-З "О приватизации государственного имущества Нижегородской области"

Скачать поставноление

1. Предмет регулирования Закона области

 Закон Нижегородской области от 13 июля 2004 года № 70-З "О приватизации государственного имущества Нижегородской области" (далее - Закон области) регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного имущества Нижегородской области, и связанные с ними отношения по управлению государственным имуществом Нижегородской области (далее - имущество области, имущество).

Законом осуществляется правовое регулирование приватизации имущества области в случаях и порядке, установленных Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", а также в пределах полномочий органов государственной власти области по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере приватизации государственного имущества.

Предмет регулирования Закона области соответствует полномочиям Нижегородской области как субъекта Российской Федерации, предусмотренным Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон).

Закон области соответствует Конституции Российской Федерации и Уставу Нижегородской области.

В целях реализации Закона области приняты следующие нормативные правовые акты Нижегородской области:

1) постановление Правительства Нижегородской области от 4 августа 2005 года № 181 "Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации имущества Нижегородской области";

2) постановление Правительства Нижегородской области от 26 июня 2006 года № 208 "О порядке назначения представителей Нижегородской области, оформления и реализации их полномочий в органах управления и контроля акционерных обществ, акции которых находятся в областной собственности, а также в отношении которых используется специальное право Нижегородской области на участие в управлении открытыми акционерными обществами ("Золотая акция")" (вместе с "Перечнем органов исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющих координацию и регулирование деятельности в соответствующих акционерных обществах, пакеты акций которых находятся в собственности Нижегородской области", "Перечнем органов исполнительной власти Нижегородской области, чьи представители участвуют в органах контроля акционерных обществ, пакеты акций которых находятся в собственности Нижегородской области");

3) постановление Правительства Нижегородской области от 25 декабря 2013 года № 989 "Об официальных печатных изданиях для опубликования информации, предусмотренной законодательством о приватизации государственного имущества";

4) постановление Правительства Нижегородской области от 8 декабря 2014 года № 859 "Об утверждении Порядка осуществления контроля за исполнением условий эксплуатационных обязательств в отношении объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем, приватизированных в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Также в соответствии с Федеральным законом и Законом на основании утвержденных ежегодных прогнозных планов (программ) приватизации осуществляется приватизация государственного имущества Нижегородской области.

Основной целью реализации Прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Нижегородской области в  2018 - 2020 годах является повышение эффективности управления областной собственностью и обеспечение планомерности процесса приватизации.

 2. Основания проведения мониторинга правоприменения Закона области

 Мониторинг правоприменения (далее – мониторинг) Закона области осуществлялся комитетом Законодательного Собрания по имущественным и земельным отношениям (далее – комитет) в соответствии с постановлением Законодательного Собрания области от 29 июня 2017 года № 308-VI и "О плане мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Нижегородской области, принятых Законодательным Собранием Нижегородской области, на II полугодие 2017 года".

Мониторинг Закона области осуществлялся комитетом в порядке, определенном постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 29 февраля 2012 года № 437-V "О принятии Положения о мониторинге правоприменения нормативных правовых актов Нижегородской области, принятых Законодательным Собранием Нижегородской области, и признании утратившими силу отдельных постановлений Законодательного Собрания области".

 3. График мероприятий комитета по проведению мониторинга Закона области

№ п/п

Наименование мероприятия

Цель проведения мероприятия

 

Срок проведения мероприятия

 

1.

Направление предложений в проекты постановлений Законодательного Собрания Нижегородской области о плане мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Нижегородской области, принятых Законодательным Собранием Нижегородской области, на I и II полугодия 2017 года

 

Правовое обеспечение организации проведения мониторинга

Декабрь 2016 года,

май 2017 года

2.

Определение целей и задач мониторинга Закона области

 

Определение основных направлений работы комитета в рамках мониторинга Закона области

 

Январь-февраль 2017 года

3.

Анализ нормативных правовых актов других субъектов Российской Федерации, регулирующих сходные правоотношения (наличие или отсутствие аналогичных законов, их особенности)

 

Определение основных направлений работы комитета в рамках мониторинга Закона области

 

Март-июнь 2017 года

4.

Обобщение, анализ и оценка информации о практике применения Закона области

 

Оценка эффективности действия Закона области

 

Март-июнь 2017 года

5.

Обобщение и анализ информации по итогам проведения правовой и антикоррупционной экспертизы Закона области, а также замечаний и предложений к нему

 

Выявление степени соответствия Закона области законодательству Российской Федерации и законодательству Нижегородской области

 

Июнь-август 2017 года

6.

Подготовка сводной информации и предложений комитета по итогам мониторинга Закона области

 

Реализация завершающей стадии по подведению итогов мониторинга Закона области

 

Август-октябрь 2017 года

7.

Рассмотрение предложений по совершенствованию Закона области по итогам его мониторинга на заседании комитета

Подведение итогов мониторинга Закона области

Октябрь-декабрь 2017 года

 

4. Участники мониторинга Закона области

 В мониторинге Закона области принимали участие:

1) комитет;

2) Правительство Нижегородской области;

3) правовое управление аппарата Законодательного Собрания Нижегородской области;

4) информационно-аналитическое управление аппарата Законодательного Собрания Нижегородской области.

 5. Цели и задачи мониторинга Закона области

Комитетом определены следующие цели и задачи мониторинга Закона области:

1) определение соответствия положений Закона области законодательству Российской Федерации и законодательству Нижегородской области;

2) уточнение отдельных положений Закона области в целях повышения эффективности их практического применения;

3) разработка предложений по итогам обобщения сводной информации, полученной от участников мониторинга Закона области, в целях его совершенствования;

4) анализ законодательства субъектов Российской Федерации в сфере регулирования Закона области;

5) возможная подготовка и внесение на рассмотрение Законодательного Собрания изменений в Закон области;

6) возможная подготовка рекомендаций Правительству Нижегородской области по внесению изменений в Закон области.

 6. Критерии эффективности действия Закона области

К основным критериям эффективности Закона области комитетом отнесены следующие критерии:

1) достаточность уровня нормативного правового регулирования отношений, возникающих при приватизации имущества области, и связанных с ними отношений по управлению имуществом области;

2) эффективность практического применения положений Закона области.

 7. Особенности законодательного регулирования вопросов приватизации государственного имущества в субъектах Российской Федерации

 Статья 4 Федерального закона устанавливает, что законодательство субъектов Российской Федерации о приватизации состоит из законов субъектов Российской Федерации о приватизации государственного имущества, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Законодательное регулирование отношений, возникающих в сфере приватизации государственного имущества субъектов Российской Федерации, имеет следующие особенности.

В 58 субъектах Российской Федерации, включая Нижегородскую область, приняты законы о приватизации государственного имущества. В остальных субъектах РФ вопросы приватизации государственного имущества регулируются отдельными статьями законов о порядке управления и распоряжения государственной собственностью; в Удмуртской Республике – статьями закона о полномочиях органов государственной власти по владению, пользованию, распоряжению собственностью.

Законы субъектов Российской Федерации о приватизации государственного имущества регулируют тот же круг вопросов, что и Закон области. К ним относятся:

1) компетенция органов государственной власти в сфере приватизации имущества;

2) прогнозный план (программа) приватизации имущества и его разработка;

3) отчет о результатах приватизации имущества;

4) способы и условия приватизации государственного имущества;

5) информационное обеспечение приватизации имущества;

6) разработка и утверждение условий конкурса при продаже имущества и контроль за исполнением этих условий;

6) особенности правового положения акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, акции, доли в уставном капитале которых находятся в государственной собственности субъекта Российской Федерации;

7) порядок оплаты имущества и распределение денежных средств от его продажи;

8) особенности приватизации отдельных видов имущества;

9) защита прав субъекта Российской Федерации как собственника имущества.

Следует отметить, что законы Республик Крым и Саха (Якутия) и г. Москвы содержат статьи о финансовом обеспечении организации и проведения приватизации государственного имущества, устанавливающие, что расходы на организацию и проведение приватизации имущества осуществляется за счет средств региональных бюджетов.

В остальном законы субъектов Российской Федерации в сфере приватизации государственного имущества отличаются друг от друга структурно, но не содержательно.

По итогам анализа законов субъектов Российской Федерации о приватизации государственного имущества можно заключить, что закон Нижегородской области очень широко охватывает спектр вопросов, относящихся к данной сфере.

 8. Информация о практике применения Закона области

По информации министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области в 2011 и 2012 годах судами общей юрисдикции было удовлетворено два исковых заявления:

1) о признании недействительными результатов торгов, признании недействительным договора купли-продажи и применении последствий его недействительности (решение московского районного суда г. Нижнего Новгорода от 19 декабря 2012 года);

2) о признании договора купли продажи недействительным и взыскании денежных средств, перечисленных по договору купли-продажи (решение Дальнеконстантиновского районного суда Нижегородской области от 13 января 2011 года по делу № 2-27/11).

За период действия Закона области обращения граждан и организаций по вопросам применения положений Закона области в министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области и государственно-правовой департамент Нижегородской области не поступали.

Вместе с тем, министерством инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области рассмотрено 43 обращения граждан по вопросам возможности приобретения имущества, находящегося в государственной собственности Нижегородской области.

 9. Информация по итогам проведения правовой и антикоррупционной экспертизы Закона области

Проведенной экспертизой установлено:

1) отсутствие несогласованности Закона области других законов области;

2) отсутствие пробелов в правовом регулировании и коллизий норм законодательства области, регулирующего вопросы приватизации имущества области.

Вместе с тем намечен ряд постатейных замечаний и предложений, направленных на приведение Закона области в соответствие с Федеральным законом:

1) статьей 7 Закона области урегулированы вопросы разработки прогнозного плана (программы) приватизации имущества области. Вопросы разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества определены статьей 8 Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона порядок разработки прогнозного плана приватизации федерального имущества устанавливается Правительством Российской Федерации. Указанный порядок утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 года № 806.

Предлагается дополнить часть 3 Закона области нормой, устанавливающей, что порядок разработки прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Нижегородской области устанавливается Правительством Нижегородской области.

2) статьей 9 Закона области установлено, что отчет о результатах приватизации имущества области за прошедший год содержит информацию о результатах приватизации имущества области, не включенного в прогнозный план (программу) приватизации в прошедшем году, однако Федеральный закон аналогичной нормы не содержит.

3) глава 2 Закона области состоит из статей, которыми урегулированы вопросы разработки прогнозного плана приватизации, внесения в него изменений, отчета о результатах его выполнения, вопросы информационного обеспечения, которые главой 2 Федерального закона отнесены к вопросам планирования приватизации имущества. Согласно статье 10 Федерального закона порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно. Предлагается наименование главы 3 Закона области привести в соответствие с Федеральным законом.

Кроме того, предлагается обсудить с Правительством области необходимость дополнения Закона области положениями, регулирующими вопросы разработки прогнозного плана (программы) приватизации имущества области (статья 8 Федерального закона).

4) статьей 14 Федерального закона определены вопросы принятия решений об условиях приватизации государственного и муниципального имущества. Во исполнение указанных норм принято постановление Правительства Российской Федерации от 9 июля 2002 года № 512 "Об утверждении Правил подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества". Согласно части 4 указанной статьи органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют порядок приятия решений об условиях приватизации имущества. В соответствии с указанной нормой вопросы принятия решений об условиях приватизации имущества области урегулированы статьей 10 Закона области.

Отмечено несоответствие отдельных положений указанной статьи положениям Федерального закона и постановлению Правительства Российской Федерации от 9 июля 2002 года № 512.

Также указано, что часть 2 рассматриваемой статьи содержит нормы, свойственные для организационно-распорядительных документов, а не законов области. Предложено рассмотреть возможность внесения изменений в статью 10 Закона области.

5) статьей 21 Закона области определены вопросы установления публичного сервитута при отчуждении земельного участка. Частью 2 указанной статьи установлено, что публичным сервитутом может являться обязанность собственника допускать ограниченное использование приватизированного земельного участка иными лицами, а именно:

- обеспечивать беспрепятственный доступ, проход, проезд;

- обеспечивать возможность размещения межевых, геодезических и иных знаков;

- обеспечивать возможность прокладки и использования линий электропередачи, связи и трубопроводов, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, систем мелиорации.

Согласно статье 23 Земельного кодекса Российской Федерации могут устанавливаться публичные сервитуты для:

- прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

- использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

- размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

- проведения дренажных работ на земельном участке;

- забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

- прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

- сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

- использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

- временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ.

Предлагается привести положения статьи 21 Закона области в соответствие положениями Земельного кодекса Российской Федерации.

6) статьей 24 Закона области установлен порядок оплаты приобретаемого имущества области. Положения указанной статьи аналогичны отдельным положениям статьи 35 Федерального закона, которой установлен порядок оплаты государственного или муниципального имущества. В свою очередь Федеральным законом установлено, что покупатель вправе оплатить приобретаемое государственное или муниципальное имущество досрочно. Предлагается дополнить статью 24 Закона области аналогичным положением.

7)  предлагается признать утратившей силу статью 25 Закона области, в соответствии с которой определяется распределение денежных средств, полученных в результате сделок приватизации.

В частности установлено, что денежными средствами, полученными от продажи имущества области в порядке приватизации, являются денежные средства, полученные от покупателей в счет оплаты имущества области, за вычетом расходов на организацию и проведение приватизации соответствующего имущества. Размер и виды затрат на организацию и проведение приватизации имущества области устанавливаются в прогнозном плане (программе) приватизации имущества области.

Аналогичная норма была закреплена в статье 33 Федерального закона, но с 1 января 2008 года указанная статья признана утратившей силу. Также следует отметить, что данная норма не соответствует требованиям статьи 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации, а также имущества государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, в том числе казенных зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации по нормативу 100 процентов. Уменьшение доходов областного бюджета на административные расходы Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрено.

 10. Основные итоги проведения мониторинга Закона области

 Комитетом были полностью осуществлены все мероприятия, отраженные в графике по проведению мониторинга правоприменения Закона области. По итогам проведения указанных мероприятий были сформированы следующие рекомендации:

1) комитету в целях совершенствования законодательства Нижегородской области рекомендовать подготовить и внести на рассмотрение Законодательного Собрания Нижегородской области проект постановления Законодательного Собрания области "О результатах мониторинга правоприменения Закона Нижегородской области "О приватизации государственного имущества Нижегородской области";

2) комитету в целях совершенствования правового регулирования приватизации имущества области подготовить и внести в Законодательное Собрание Нижегородской области проект закона области "О внесении изменений в Закон Нижегородской области "О приватизации государственного имущества Нижегородской области";

3) Правительству Нижегородской области рассмотреть возможность внесения изменений в следующие нормативные правовые акты:

а) постановление Правительства Нижегородской области от 4 августа 2005 года № 181 "Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации имущества Нижегородской области";

б) Прогнозный план (программу) приватизации государственного имущества Нижегородской области на 2018 - 2020 годы, утвержденный постановлением Законодательного Собрания области от 27 июля 2017 года № 317-VI.



© 2020 Законодательное Собрание Нижегородской области