План на неделю >>
Ваше мнение

Какие возможности создаст система распределения выпускников?

На это вопрос уже ответили посетителей.
Вы можете посмотреть результаты.

интернет конференция

Здесь вы можете обсудить принятые законопроекты, выразить свое мнение, получить комментарий.

ПОДРОБНЕЕ>>
Гостевая книга
Органы местного самоуправления

Ассоциация представительных органов







Научно-консультативный совет

Благотворительный совет нижегородской области





Портал государственной службы

Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Общественное обсуждение проекта плана мероприятий Законодательного Собрания Нижегородской области по противодействию коррупции на 2018-2020 годы


http://www.zsno.ru

603082, Нижний Новгород, Кремль, корп. 2



Результаты мониторинга правоприменения Закона Нижегородской области от 24 ноября 2004 года № 130-З "О мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей" (в части предоставления, оплаты и возмещения расходов на приобретение детских путевок), 2015

1. Краткая характеристика предмета регулирования Закона области, основания проведения мониторинга, источники, объем и содержание полученной информации

 Закон Нижегородской области от 24 ноября 2004 года № 130-З "О мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей" (далее также – Закон области, закон области № 130-З) устанавливает единую систему мер социальной поддержки в Нижегородской области гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением (усыновлением) и воспитанием, которая обеспечивает материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Объектом мониторинга правоприменения является глава 21 " Право на предоставление путевки и на возмещение части расходов по приобретению путевки" Закона области, предусматривающая предоставление мер социальной поддержки в виде  предоставления  путевки  и  возмещения части расходов по приобретению путевки гражданам, имеющим  детей,  нуждающихся в санаторно-курортном лечении по медицинским показаниям.

Главой 21 Закона области предусмотрены следующие меры социальной поддержки в виде:

1) предоставления путевки в детские санатории, расположенные на территории Нижегородской области, гражданам, имеющим детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении по медицинским показаниям, в возрасте от 4 до 15 лет включительно;

2) предоставления путевки в санаторно-оздоровительные центры (лагеря) круглогодичного действия и иные организации, осуществляющие санаторно-курортное лечение детей в соответствии с имеющейся лицензией, иные организации, осуществляющие санаторно-курортную помощь детям в соответствии с имеющейся лицензией, расположенные на территории Нижегородской области, отдельным категориям граждан, имеющих детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении по медицинским показаниям, в возрасте от 6 лет 6 месяцев до 15 лет включительно;

3) возмещения  части расходов по приобретению  путевки в детские санатории, санаторно-оздоровительные центры (лагеря)   круглогодичного  действия  и  иные  организации,  осуществляющие санаторно-курортное  лечение  детей  в  соответствии с имеющейся лицензией, иные   организации,   осуществляющие  санаторно-курортную  помощь  детям  в соответствии  с имеющейся лицензией, расположенные на территории Российской Федерации,   гражданам,   имеющим  детей,  нуждающихся  в санаторно-курортном  лечении  по медицинским показаниям, в возрасте от 4 до 15  лет  включительно.

Действие  главы 21 Закона области распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, в том  числе  и  беженцев,  имеющих  регистрацию  по месту жительства на территории Нижегородской области.

Положения о порядке предоставления указанных мер социальной поддержки утверждены постановлением Правительства Нижегородской области от 25 марта 2009 года № 149 "Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Нижегородской области", которым предусматриваются порядок предоставления путевок, порядок возмещения части расходов по приобретению путевок, размер средней стоимости одного дня пребывания детей в детских санаториях, санаторно-оздоровительных центрах (лагерях) круглогодичного действия. В этой связи в рамках мониторинга правоприменения экспертно-аналитической группой по проведению мониторинга анализировался ход реализации данного постановления.

Мониторинг правоприменения Закона области осуществлялся комитетом Законодательного Собрания по социальным вопросам (далее также – комитет) в соответствии с постановлениями Законодательного Собрания области от 18 декабря 2014 года № 1608-V "О плане мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Нижегородской области, принятых Законодательным Собранием Нижегородской области, на I полугодие 2015 года" и от 25 июня 2015 года № 1827-V "О плане мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Нижегородской области, принятых Законодательным Собранием Нижегородской области, на II полугодие 2015 года".

Цель осуществления мониторинга правоприменения Закона области – оценка практики его реализации, в частности, анализ результатов деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Нижегородской области по организации отдыха и оздоровления детей в части предоставления, оплаты и возмещения расходов на приобретение детских путевок, выявление проблемных вопросов реализации Закона области, а также выработка предложений с целью повышения эффективности регламентируемых законом мер социальной поддержки в виде предоставления  путевки  и  возмещения части расходов по приобретению путевки.

В процессе осуществления мониторинга правоприменения Закона области комитетом для достижения цели решались следующие задачи:

1. Проведение  правовой  и антикоррупционной экспертизы Закона области.

2. Определение соответствия Закона области законодательству Российской Федерации и законодательству Нижегородской области.

3. Установление степени урегулированности федеральными и региональными нормативными правовыми актами вопросов в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

4. Анализ опыта субъектов Российской Федерации по нормативному регулированию вопросов в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

5. Проведение анализа реализации Закона области органами государственной власти области, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, выявление проблем, возникающих при применении норм Закона области на практике.

6. Выработка предложений по совершенствованию действующего законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

Мониторинг проводился в порядке, установленном Положением о мониторинге правоприменения нормативных правовых актов Нижегородской области, принятых Законодательным Собранием Нижегородской области, и в соответствии с методикой осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года № 694.

В рамках мониторинга закона комитетом сформирована экспертно-аналитическая группа по проведению мониторинга правоприменения Закона области (далее – рабочая группа). В состав рабочей группы под руководством председателя комитета Ольги Владимировны Щетининой  вошли депутаты Законодательного Собрания области, представители Правительства Нижегородской области, а также министерства здравоохранения Нижегородской области и министерства социальной политики Нижегородской области, прокуратуры области и ГУ Минюста России по Нижегородской области, администрации г. Нижний Новгород, г. Саров и г. Дзержинск, НОООП "Облсовпроф", ФГБОУ ВПО "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина". 

Председателем комитета был утвержден следующий график мероприятий, проводимых в рамках мониторинга правоприменения Закона области:

 

№ п/п

 

Наименование мероприятия

 

Исполнитель

Срок проведения мероприятия

(2015 год)

1

Определение целей и задач мониторинга Закона области

комитет

февраль

 

2

Определение субъектов (органов государственной власти, органов исполнительной власти), в чьей компетенции находится сбор и предоставление необходимой для анализа информации

комитет

февраль

3

Подготовка предложений по определению основных критериев эффективности Закона области

комитет

февраль

4

Направление писем и запросов:

- в Правительство Нижегородской области (о реализации Закона области и постановления Правительства области за 2014 год и на текущий период 2015 года в части организации детского отдыха и оздоровления);

- в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области;

- в прокуратуру Нижегородской области;

- в государственно-правовое управление аппарата Законодательного Собрания области (экспертное заключение);

- в информационно-аналитическое управление  аппарата Законодательного Собрания области (о практике применения нормативных правовых актов других субъектов Российской Федерации в сфере приобретения, оплаты и возмещения стоимости детских путевок)

комитет

март - апрель

 

5

Формирование рабочей группы по проведению мониторинга Закона области (далее – рабочая группа)

комитет

март - апрель

 

 

 

6

Подготовка и проведение заседаний рабочей группы

комитет

апрель

7

Формирование плана выездных заседаний рабочей группы в учреждения отдыха и оздоровления детей

комитет, рабочая группа

май

8

Направление дополнительных запросов в органы государственной власти и организации, определенные по итогам заседания рабочей группы (при необходимости)

комитет

май

9

Выездные заседания рабочей группы в учреждения отдыха и оздоровления детей

рабочая группа

июль-август

10

Обобщение и анализ результатов мониторинга правоприменения Закона области в целях определения эффективности его действия и подготовка предложений по изменению законодательства

рабочая группа

ноябрь

 

11

Подготовка сводной информации по итогам мониторинга Закона области и обсуждение ее на рабочей группе и на заседании комитета

комитет

декабрь

 

Мероприятия, запланированные к реализации, выполнены полностью в сроки, установленные графиком.

В рамках мониторинга правоприменения Закона области состоялись следующие заседания  рабочей группы:

1)  28 апреля 2015 года – Кремль, корп. 2, каб. 102 б;

2) 1 июля 2015 года – Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр "Александровка" (МБОУ ДОД ДООЦ "Александровка"), Борский район;

3) 14 июля 2015 года – Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области "Детский санаторий "Городец", Городецкий район (далее - ГБУЗ НО "Детский санаторий "Городец");

4) 4 августа 2015 года – Детский оздоровительный лагерь "Город спорта", г. Дзержинск;

5)  7 декабря 2015 года – итоговое заседание рабочей группы.

При осуществлении мониторинга правоприменения рабочей группой использовались:

экспертное заключение на главу 21 Закона области, подготовленное государственно-правовым управлением аппарата Законодательного Собрания Нижегородской области (исх. № 15-01/13/313 от 17 апреля 2015 года);

информация об итогах правовой экспертизы Закона области, проведенной Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области (исх. № 52/02-9837 от 14 мая 2015 года);

информация об итогах правовой экспертизы главы 21 Закона области, проведенной прокуратурой Нижегородской области (исх. № 22/08-83-15 от 18 мая 2015 года);

информация, предоставленная информационно-аналитическим управлением аппарата Законодательного Собрания (исх. № 15-06/168  от 6 мая 2015 года) о законодательстве субъектов Российской Федерации в части предоставления, оплаты и возмещения расходов на приобретение детских путевок и др.;

отчет контрольно-счетной палаты Нижегородской области о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности БУЗ НО "Детский санаторий "Большая Ельня" (исх. 07-12/676 от 10 июля 2015 года);

информация Правительства Нижегородской области о реализации закона области и постановления Правительства Нижегородской области в части приобретения, оплаты и возмещения детских путевок;

информация министерства образования Нижегородской области о готовности Нижегородской области к летней оздоровительной кампании 2015 года;

информация министерства здравоохранения Нижегородской области об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в летний период 2015 года;

рекомендации "круглого стола" Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей на тему: "Об организации отдыха детей и их оздоровления" (протокол от 23 апреля 2014 года 3.6-5/81);

информация представителей учреждений, посещаемых членами рабочей группы в рамках осуществления мониторинга правоприменения, об организации отдыха в данных учреждениях;

информация управления региональной безопасности и мобилизационной подготовки Нижегородской области по материалам ГУ МВД России по Нижегородской области, ГУ МЧС России по Нижегородской области "О состоянии и мерах по совершенствованию антитеррористической защищенности и инженерно-технической укрепленности объектов социальной сферы, муниципальных образовательных учреждений и летних загородных оздоровительных лагерей на территории Нижегородской области";

доклад "О положении детей и семей, имеющих детей, в Нижегородской области в 2014 году", подготовленный министерством социальной политики Нижегородской области.

 2. Соответствие Закона области законодательству Российской Федерации.

Федеральным законом от 17.12.2009 № 326-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 12 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и статьи 263 и 2611 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей закреплены за субъектами Российской Федерации (за исключением полномочий органов местного самоуправления по организации отдыха детей в каникулярное время). Таким образом, с 2010 года Фонд социального страхования Российской Федерации не осуществляет проведение оздоровительной кампании детей.

В соответствии со статьями 15 и 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация отдыха детей в каникулярное время относится к компетенции органов местного самоуправления.

Для реализации данных полномочий в муниципальных районах (городских округах) должны быть предусмотрены необходимые финансовые средства и созданы соответствующие условия для обеспечения отдыха и оздоровления детей в каникулярный период.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей. Органы государственной власти могут осуществлять дополнительное финансирование мероприятий по обеспечению  прав детей на отдых и оздоровление.

Законом Нижегородской области от 04.12.2009 № 238-З "О внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области по вопросам организации и обеспечения оздоровления и отдыха детей", предусмотрено:

- закрепление за Правительством Нижегородской области полномочий по организации и обеспечению оздоровления и отдыха детей;

- меры социальной поддержки граждан, имеющих детей, в виде предоставления путевки и возмещения части расходов по приобретению путевки в детские санатории и санаторно-оздоровительные лагеря круглогодичного действия, а также категории граждан, которым предоставляются меры поддержки;

- передача полномочий по возмещению расходов по приобретению путевок в детские санатории и санаторно-оздоровительные лагеря круглогодичного действия, расположенные на территории Российской Федерации за пределами Нижегородской области, органам местного самоуправления муниципальных районов (городских округов).

В соответствии с Законом Нижегородской области от 7.09.2007 № 121-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области государственными полномочиями по осуществлению денежных выплат и выплат вознаграждения отдельным категориям граждан" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются государственными полномочиями по осуществлению выплат на возмещение части расходов на приобретение путевок. Субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов перечисляются в объеме, предусмотренном законом Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год. Указанным Законом области утверждена Методика, применяемая при расчете размера субвенций, формируемых за счет средств областного бюджета.

По итогам проведения правовой экспертизы главы 21 Закона области прокуратурой Нижегородской области, Главным управлением министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области, а также согласно экспертного заключения государственно-правового управления аппарата Законодательного Собрания Нижегородской области, противоречий Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству не установлено, предложений по внесению изменений в главу 21 Закона области, направленных на ее приведение в соответствие с федеральным законодательством не имеется.

3. Механизм реализации Закона области. Наличие нормативных правовых актов, принятых в Нижегородской области с целью реализации норм Закона области.

 Право на предоставление путевок или возмещение части расходов по приобретению путевок предоставляется гражданам (далее - получатели) не более 1 раза в год при продолжительности пребывания детей в детском санатории и санаторно-оздоровительном центре (лагере) круглогодичного действия от 21 до 24 дней.

I. Механизм реализации меры социальной поддержки в виде предоставления путевки.

Путевки в детские санатории, расположенные на территории Нижегородской области, предоставляются бесплатно гражданам, имеющим детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении по медицинским показаниям, в возрасте от 4 до 15 лет включительно.

Направление детей Нижегородской области на санаторно-курортное лечение осуществляется на основании приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.11.2004 года № 256 "О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение" и приказа министерства здравоохранения Нижегородской области от 02.09.2014 № 2006 "Об организации направления детей Нижегородской области на санаторно-курортное лечение".

Для предоставления путевки в детские санатории получателям, состоящим в трудовых отношениях с организациями, - в комиссию организации по месту работы получателя либо иным получателям -  в уполномоченный орган местного самоуправления, необходимо представить следующие документы:

1) заявление;

2) паспорт получателя и копия всех заполненных страниц паспорта;

3) копию свидетельства о рождении ребенка (паспорта, если ребенок достиг 14-летнего возраста);

4) справку для получения путевки по форме 070/у-04 "Справка для получения путевки", утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 года N 256;

5) справку с места учебы ребенка.

По информации министерства здравоохранения Нижегородской области в соответствии с приказом от 20.03.2015 № 1137 "О совершенствовании организации работы детских санаториев Нижегородской области в 2015 году" в целях совершенствования работы по предоставлению санаторной помощи детям и организации оздоровления и отдыха детей Нижегородской области в летний период 2015 года функционировали 5 детских санаториев подчинения министерства здравоохранения Нижегородской области:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области (далее - ГБУЗ НО) "Детский санаторий "Большая Ельня" (125 коек для детей с заболеваниями бронхолёгочной системы нетуберкулёзной этиологии);

ГБУЗ НО "Детский санаторий "Городец»" (200 коек для детей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы);

ГБУЗ НО "Детский психоневрологический санаторий "Павловский" (60 коек);

ГБУЗ НО "Детский санаторий "Солнечная поляна" для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата" (120 коек);

ГБУЗ НО "Дзержинский детский пульмонологический санаторий "Светлана" (100 коек).

Министерством здравоохранения Нижегородской области заключен контракт с ООО "Санаторий-профилакторий "Янтарь" на оказание услуг по организации летнего санаторно-оздоровительного отдыха и занятости для детей с 3 до 10 лет включительно с заболеваниями органов дыхания совместно с одним из родителей либо с одним из лиц, заменяющих им родителей, и закуплены 66 путевок на летний период 2015 года.

Путевки санаторно-оздоровительные центры (лагеря) круглогодичного действия, расположенные на территории Нижегородской области (а также иные организации, осуществляющие санаторно-курортное лечение детей в соответствии с имеющейся лицензией, иные организации, осуществляющие санаторно-курортную помощь детям в соответствии с имеющейся лицензией) отдельным категориям граждан, имеющих детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении по медицинским показаниям, в возрасте от 6 лет 6 месяцев до 15 лет включительно, предоставляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных на данные цели Законом об областном бюджете на соответствующий год.

Категории граждан, которые могут воспользоваться бесплатной путевкой, определены статьей 81 Закона области:

1) граждане, имеющие детей, добившихся успехов в учебе, общественной деятельности, являющихся победителями и призерами областных и всероссийских олимпиад, смотров, конкурсов, фестивалей, соревнований и других мероприятий всероссийского и регионального уровня, участниками областных спортивных соревнований;

2) граждане, имеющие детей, направляемых в санаторно-оздоровительные центры (лагеря) круглогодичного действия для участия в проведении профильных смен;

3) одинокие матери (отцы);

4) ветераны боевых действий;

5) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

6) дети из многодетных семей;

7) дети, оба родителя которых являются работниками государственных и муниципальных бюджетных учреждений;

8) дети, у которых один или оба родителя являются инвалидами;

9) дети, у которых один или оба родителя проходят военную службу по призыву;

10) дети, у которых один или оба родителя обучаются в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Таким образом, 10 категорий получателей имеют право на получение соответствующей путевки.

Министерством образования и министерством здравоохранения Нижегородский области осуществляется размещение заказа на приобретение путевок в детские санатории и санаторно-оздоровительные лагеря круглогодичного действия, расположенные на территории Нижегородской области, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Нижегородской области, и заключаются государственные контракты с детскими санаториями, и санаторно-оздоровительными центрами (лагерями) круглогодичного действия, получившими заказ.

Распределение путевок в детские санатории и санаторно-оздоровительные центры (лагеря) между муниципальными районами и городскими округами Нижегородской области осуществляется в соответствии с долей от общего количества обучающихся в муниципальном районе, городском округе и профилем смен на основании приказов органов исполнительной власти Нижегородской области.

В целях организации распределения путевок и предложений по распределению субвенций между органами местного самоуправления министерство здравоохранения Нижегородской области и министерство образования Нижегородской области созданы комиссии, состав которых утверждается приказами соответствующих органов.

Органом местного самоуправления ежегодно в срок до 1 октября в министерство образования Нижегородской области подается сводная заявка на необходимое количество путевок в детские санатории и санаторно-оздоровительные центры (лагеря) круглогодичного действия, расположенные на территории Нижегородской области, сформированная на основании заявок комиссий организаций и заявлений получателей (не состоящих в трудовых отношениях с организациями, а также в случае отсутствия комиссии), поданных в уполномоченный орган местного самоуправления.

Орган местного самоуправления принимает решение о распределении путевок в детские санатории и санаторно-оздоровительные центры (лагеря) круглогодичного действия, расположенные на территории Нижегородской области, между иными получателями и комиссиями организаций в соответствии с очередностью и приказами органов исполнительной власти.

Органом местного самоуправления путевки выдаются получателям не позднее чем за 10 дней до даты заезда в детский санаторий или в санаторно-оздоровительный центр (лагерь) круглогодичного действия. В отдельных случаях с согласия получателя путевка может быть выдана в более поздний срок, но не позднее срока, необходимого для своевременного прибытия к месту лечения.

II. Механизм реализации меры социальной поддержки в виде возмещения части расходов по приобретению детской путевки в детские санатории и санаторно-оздоровительные центры (лагеря) круглогодичного действия, расположенные на территории Российской Федерации.

Возмещение части стоимости путевки на отдых и оздоровление в детских санаториях и санаторно-оздоровительных центрах (лагерях) круглогодичного действия, расположенных на территории Российской Федерации, в соответствие со статьей 82 Закона области предоставляется   гражданам, имеющим детей, нуждающихся в санаторно-курортном  лечении  по медицинским показаниям, в возрасте от 4 до 15  лет  включительно,  за  исключением граждан, получивших меру социальной поддержки в виде бесплатного предоставления путевки.

Возмещение части расходов по приобретению путевки в детские санатории, расположенные на территории Российской Федерации, предоставляется гражданам, имеющим детей, нуждающихся в санаторном лечении по медицинским показаниям, в возрасте от 4 до 15 лет включительно.

Возмещение части расходов по приобретению путевки в санаторно-оздоровительные центры (лагеря) круглогодичного действия, расположенные на территории Российской Федерации, предоставляется гражданам, имеющим детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении по медицинским показаниям, в возрасте от 6 лет 6 месяцев до 15 лет. Возмещение части расходов предоставляется гражданам, не включенным в перечень категорий на предоставление путевки.

На организацию работы по возмещению части расходов по приобретению путевки в детские санатории и санаторно-оздоровительные лагеря круглогодичного действия, расположенные за пределами Нижегородской области, муниципальным районам (городским округам) предоставляется субвенция (на основании Закона Нижегородской области от 7 сентября 2007 года № 121-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области государственными полномочиями по осуществлению денежных выплат и выплат вознаграждения отдельным категориям граждан").

Органы местного самоуправления осуществляют возмещение расходов за счет средств областного бюджета в размере 60 % от средней стоимости путевки, установленной Правительством Нижегородской области на соответствующий год. Оставшаяся часть стоимости путевки оплачивается получателем за счет собственных средств, средств работодателей, органов местного самоуправления, добровольных взносов физических и юридических лиц. Путевка в детские санатории и санаторно-оздоровительные центры (лагеря) круглогодичного действия, расположенные на территории Российской Федерации, приобретается организацией, иным получателем самостоятельно.

Право на возмещение части расходов по приобретению путевок предоставляется гражданам не более одного раза в году. Данное право реализуется в заявительном порядке.

III. В связи с тем, что статьями 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация отдыха детей в каникулярное время относится к компетенции органов местного самоуправления, то органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок возмещения расходов по приобретению путевки в загородные детские оздоровительные лагеря.

Положением о порядке возмещения части расходов по приобретению путевки в загородный детский оздоровительно-образовательный центр (лагерь), утвержденным постановлением Правительства области от 25.03.2009 № 149, регламентируется порядок получения возмещения части стоимости путевки в загородные детские лагеря. Реализация права осуществляется в заявительном порядке. Уполномоченный орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении получателям возмещения части расходов по приобретению путевки в загородные детские оздоровительно-образовательные центры (лагеря) и в письменной форме уведомляет либо комиссию организации, либо непосредственно получателя об объеме средств на возмещение расходов по приобретению путевки или об отказе с обоснованием отказа. Порядок возмещения расходов по приобретению путевки в загородные детские оздоровительно-образовательные центры (лагеря) устанавливается органом местного самоуправления.

Организации самостоятельно приобретают путевки в загородные детские оздоровительно-образовательные центры (лагеря). После получения уведомления получатель вносит оставшуюся часть стоимости путевки в случае приобретения путевки организацией - в кассу организации, в случае приобретения путевки органом местного самоуправления - в орган местного самоуправления муниципального района (городского округа). Граждане, получившие уведомление о предоставлении возмещения части стоимости путевки, вправе  приобрести путевку в загородный детский оздоровительно-образовательный центр (лагерь) самостоятельно.

Оставшаяся часть стоимости путевки оплачивается получателем за счет собственных средств, средств работодателей, органов местного самоуправления, добровольных взносов физических и юридических лиц. При этом размер родительской оплаты оставшейся части стоимости путевки в загородный лагерь не должен превышать размера, установленного нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Возмещение части расходов производится от средней стоимости путевки, определяемой путем умножения средней стоимости одного дня пребывания в загородном детском оздоровительно-образовательном центре (лагере), утверждаемой Правительством Нижегородской области, на 21 день пребывания в лагере, в соответствии с коэффициентами, определяющими долю возмещения стоимости путевок в загородные детские оздоровительно-образовательные центры (лагеря) для соответствующих категорий получателей.

Коэффициент, определяющий долю возмещения стоимости путевок в загородные детские оздоровительно-образовательные центры (лагеря), для соответствующих категорий получателей определяется как:

0,9 - для работников бюджетных учреждений, безработных граждан, а также пенсионеров, являющихся опекунами (попечителями), приемными родителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, неработающих пенсионеров, для работников организаций, находящихся в трудном финансовом положении;

0,7 - для работников организаций - балансодержателей лагерей;

0,5 - для работников остальных организаций, а также граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и работающих у индивидуальных предпринимателей.

Для получения возмещения расходов по сопровождению детей до места отдыха и обратно, по оплате проезда и горячего питания, а также сопровождению детей, проживающих в муниципальных районах и городских округах Нижегородской области, пострадавших в чрезвычайных ситуациях, произошедших на территории Нижегородской области, до места отдыха и обратно, по оплате проезда, горячего питания и сопровождению детей, направляемых министерством образования Нижегородской области в ВДЦ "Орленок", ВООЦ "Смена", "Российский санаторно-реабилитационный центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органам местного самоуправления необходимо представить заявку в министерство образования Нижегородской области. При организации выезда групп детей не менее 10 человек для возмещения расходов по сопровождению детей до места нахождения детского санатория или санаторно-оздоровительного центра (лагеря) круглогодичного действия, расположенного на территории Российской Федерации за пределами Нижегородской области, и обратно, за счет средств областного бюджета необходимо обратиться в районную комиссию, которая подает заявку для перечисления средств министерством образования Нижегородской области на счет сопровождающего или организации.

Таким образом, полномочия Нижегородской области по организации отдыха и оздоровления детей реализуются путем:

- предоставления субвенции органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области на предоставление мер социальной поддержки в виде возмещения расходов по приобретению путевок в детские санатории и санаторно-оздоровительные центры (лагеря) круглогодичного действия, расположенные на территории Российской Федерации, на основании Закона Нижегородской области от 7 сентября 2007 года № 121-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области государственными полномочиями по осуществлению денежных выплат и выплат вознаграждения отдельным категориям граждан" и настоящего постановления;

- предоставления мер социальной поддержки гражданам, имеющим детей, в виде предоставления путевок в детские санатории и санаторно-оздоровительные центры (лагеря) круглогодичного действия, расположенные на территории Нижегородской области, на основании - возмещение в соответствии с настоящим постановлением расходов по:

сопровождению детей до места нахождения детского санатория или санаторно-оздоровительного центра (лагеря) круглогодичного действия, расположенного на территории Российской Федерации за пределами Нижегородской области, и обратно;

оплате проезда и горячего питания, а также сопровождению детей, проживающих в муниципальных районах и городских округах Нижегородской области, пострадавших в чрезвычайных ситуациях, произошедших на территории Нижегородской области, до места нахождения детского санатория или санаторно-оздоровительного центра (лагеря) круглогодичного действия, расположенного на территории Российской Федерации за пределами Нижегородской области, и обратно;

оплате проезда, горячего питания и сопровождению организованных групп детей, направляемых министерством образования Нижегородской области в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Всероссийский детский центр "Орленок", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Всероссийский оздоровительно-образовательный центр "Смена", "Российский санаторно-реабилитационный центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

оплате стоимости проезда студентов и педагогических работников Нижегородской области, направляемых для работы в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Международный детский центр "Артек".

Часть 4 статьи 83 Закона области содержит положение о том, что порядок предоставления путевок, порядок возмещения части расходов по приобретению путевок, размер средней стоимости одного дня пребывания детей в детских санаториях, санаторно-оздоровительных центрах (лагерях) круглогодичного действия и в иных организациях, осуществляющих санаторно-курортное лечение детей в соответствии с имеющейся лицензией, иных организациях, осуществляющих санаторно-курортную помощь детям в соответствии с имеющейся лицензией, определяются Правительством Нижегородской области.

В целях реализации данного положения действует постановление Правительства Нижегородской области от 25.03.2009 № 149 "Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Нижегородской области" (далее – постановление Правительства № 149), которым определены:

порядок и условиях финансирования за счет средств областного бюджета проведения областных профильных лагерей (смен);

порядок предоставления путевок в детские санатории и санаторно-оздоровительные центры (лагеря) круглогодичного действия, расположенные на территории Нижегородской области, и возмещения части расходов по приобретению путевки в детские санатории и санаторно-оздоровительные центры (лагеря) круглогодичного действия, расположенные на территории Российской Федерации;

порядок оплаты проезда и горячего питания, а также возмещения расходов по сопровождению детей до места нахождения санатория или санаторно-оздоровительного центра (лагеря) круглогодичного действия, расположенного за пределами Нижегородской области, и обратно за счет средств областного бюджета.

порядок возмещения расходов по приобретению путевки в загородные детские оздоровительно-образовательные центры (лагеря).

форма паспорта организации отдыха и оздоровления детей Нижегородской области.

порядок формирования и ведения реестра организаций отдыха и оздоровления детей и молодежи Нижегородской области.

проведение областного конкурса на лучший студенческий педагогический отряд.

Уполномоченным органом по организации и финансированию отдыха и оздоровления детей Нижегородской области определено министерство образования Нижегородской области (постановление Правительства Нижегородской области от 6.10.2010 № 669 "Об утверждении Положения о министерстве образования Нижегородской области", распоряжение Правительства Нижегородской области от 30.10.2009 № 2715-р "Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющем полномочия по осуществлению и финансовому обеспечению мероприятий по оздоровлению и отдыху детей").

В целях обеспечения отдыха и оздоровления детей Нижегородской области для осуществления расчетов с гражданами и организациями при возмещении расходов части стоимости путевки в организации отдыха детей и их оздоровления ежегодно Правительством Нижегородской области принимается распоряжение об установлении стоимости одного дня пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления на соответствующий год.

На 2015 год распоряжением Правительства Нижегородской области от 28 октября 2014 года № 1951-р:

- установлена средняя стоимость одного дня пребывания в детских санаториях и санаторно-оздоровительных лагерях круглогодичного действия - 756 рублей;

- рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов  Нижегородской области:

- стоимость одного дня пребывания в загородных детских оздоровительно-образовательных центрах (лагерях) в размере не менее                604 рублей, в том числе стоимость набора продуктов питания - не менее 213 рублей в сутки;

- стоимость набора продуктов питания в лагерях с дневным пребыванием детей (2-х разовое питание) не менее 80 рублей.

Соответственно, все расчеты возмещения части расходов по приобретению путевок в 2015 году производились от установленной распоряжением стоимости одного дня пребывания.

Путем умножения указанных сумм на количество дней пребывания в оздоровительном учреждении, получаем среднюю стоимость путевки в смену и соответствующую ей сумму возмещения:

в детских санаториях и санаторно-оздоровительных центрах круглогодичного действия (при продолжительности лечения 24 дня): средняя стоимость путевки – 18144 рубля, возмещение 60% – 10 886,40 рублей.

в загородных детских оздоровительных лагерях: средняя стоимость путевки в летний период – 12 684 рубля, возмещение составляет: 90% - 11 415,60 рублей; 70% - 8 878,80 рублей; 50% - 6 342 рубля.

Кроме того, при наличии финансирования можно возместить расходы по приобретению путевки в загородный лагерь на период весенних, осенних и зимних каникул, если продолжительность пребывания ребенка в лагере не менее 7 дней.

На 2016 год стоимость одного дня пребывания в организациях отдыха и оздоровления детей, устанавливаемая для расчетов с гражданами и организациями, будет увеличена на 7%. Таким образом, стоимость одного дня пребывания в санаторно-оздоровительных лагерях составит 809 рублей. Стоимость путевки в загородные лагеря рекомендовано установить в размере не ниже 646 рублей, в том числе стоимость набора продуктов питания – не менее 228 рублей в сутки. Стоимость набора продуктов питания в лагерях с дневным пребыванием детей (с двухразовым питанием) рекомендовано установить в размере не менее 85 рублей (распоряжение Правительства Нижегородской области от 20 октября 2015 года № 1915-р).

В сфере отдыха и оздоровления детей также действуют следующие нормативные правовые акты:

Постановление Правительства Нижегородской области от 30.04.2014 № 301 "Об утверждении государственной программы "Развитие образования Нижегородской области";

ежегодное постановление Правительства Нижегородской области "О распределении иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области на поощрение муниципальных образовательных организаций, ставших победителями областного смотра-конкурса "Лучший лагерь Нижегородской области";

соглашение между Правительством Нижегородской области, Нижегородским областным объединением организаций профсоюзов "Облсовпроф", объединением работодателей "Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей" о взаимодействии в области социально-трудовых отношений на 2015 – 2017 годы (17.12.2014 № 311-П/353/А-660);

нормативные правовые акты министерств и ведомств по вопросам организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи (приказ министерства здравоохранения Нижегородской области от 02.09.2014 № 2006 "Об организации направления детей Нижегородской области на санаторно-курортное лечение", приказы министерства образования Нижегородской области, министерства социальной политики Нижегородской области о распределении количества путевок в санаторно-оздоровительные лагеря по муниципальным районам и городским округам).

Таким образом, действующее законодательство Нижегородской области в достаточной мере регулирует вопросы предоставления мер социальной поддержки в виде предоставления детских путевок и возмещения части платы за них.

4. Наличие (отсутствие) в Законе области внутренних противоречий или норм, имеющих неоднозначное понимание.

 Правовые нормы Положения о порядке предоставления путевок в детские санатории и санаторно-оздоровительные центры (лагеря) круглогодичного действия, расположенные на территории Нижегородской области, и возмещения части расходов по приобретению путевки в детские санатории и санаторно-оздоровительные центры (лагеря) круглогодичного действия, расположенные на территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства № 149 (далее – Положение),  не согласуются с частью 2 статьи 81 Закона области. Глава 21 Закона введена Законом Нижегородской области от 04.12.2009 № 238-З. Положение введено постановлением Правительства Нижегородской области от 31.12.2009 № 986.

Согласно пункту 2.3. Положения путевки в санаторно-оздоровительные центры (лагеря) круглогодичного действия, расположенные на территории Нижегородской области, предоставляются гражданам, имеющим детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении по медицинским показаниям, в возрасте от 6 лет 6 месяцев до 15 лет включительно, относящимся к следующим категориям:

1) граждане, имеющие детей, добившихся успехов в учебе, общественной деятельности, являющихся победителями и призерами областных и региональных этапов всероссийских олимпиад, конкурсов, смотров, участниками областных спортивных соревнований;

2) граждане, имеющие детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях и иных образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, и направляемых в санаторно-оздоровительные центры (лагеря) круглогодичного действия для участия в проведении профильных смен, соответствующих профилю обучения;

3) граждане, проходящие военную службу по призыву;

4) граждане, являющиеся инвалидами;

5) граждане, обучающиеся в государственных и муниципальных образовательных организациях;

6) одинокие матери (отцы);

7) ветераны боевых действий.

Путёвки в санаторно-оздоровительные центры (лагеря) круглогодичного действия, расположенные на территории Нижегородской области, предоставляются также (8) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, (9) детям из многодетных семей, (10) детям, оба родителя которых являются работниками государственных и муниципальных бюджетных учреждений.

Представленная редакция позволяет сделать вывод, что все 10 категорий, без исключения, имеют право на получение соответствующей путевки.

Согласно части 2 статьи 81 Закона области мера социальной поддержки в виде предоставления путевки в санаторно-оздоровительные центры (лагеря) круглогодичного действия и иные организации, осуществляющие санаторно-курортное лечение детей в соответствии с имеющейся лицензией, иные организации, осуществляющие санаторно-курортную помощь детям в соответствии с имеющейся лицензией, расположенные на территории Нижегородской области, предоставляется гражданам, имеющим детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении по медицинским показаниям, в возрасте от 6 лет 6 месяцев до 15 лет включительно, относящимся к следующим категориям:

1) граждане, имеющие детей, добившихся успехов в учебе, общественной деятельности, являющихся победителями и призерами областных и всероссийских олимпиад, смотров, конкурсов, фестивалей, соревнований и других мероприятий всероссийского и регионального уровня, участниками областных спортивных соревнований;

2) граждане, имеющие детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, направляемых в санаторно-оздоровительные центры (лагеря) круглогодичного действия и иные организации, осуществляющие санаторно-курортную помощь детям в соответствии с имеющейся лицензией, для участия в профильных или тематических сменах, соответствующих профилю или направлению обучения;

3) одинокие матери (отцы);

4) ветераны боевых действий.

Положения части 2 настоящей статьи применяются в отношении:

1) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2) детей из многодетных семей;

3) детей, оба родителя которых являются работниками государственных и муниципальных бюджетных учреждений;

4) детей, у которых один или оба родителя:

а) являются инвалидами;

б) проходят военную службу по призыву;

в) обучаются в государственных и муниципальных образовательных организациях.

По информации государственно-правового управления аппарата Законодательного Собрания такая редакция статьи Закона области сужает круг лиц, имеющих право на предоставление соответствующей путевки.

Кроме того, неясное определение категорий граждан, имеющих право на указанную меру социальной поддержки, создает трудности в правоприменении пункта 2.5 Положения, согласно которому для получения путевки в санаторно-оздоровительные центры (лагеря) круглогодичного действия, расположенные на территории Нижегородской области, дополнительно к документам, указанным в пункте 2.4 Положения, получатели представляют следующие документы, подтверждающие принадлежность к категории, которой предоставляется данная мера социальной поддержки:

1) граждане, имеющие детей, добившихся успехов в учебе, общественной деятельности, являющихся победителями и призерами областных и региональных этапов всероссийских олимпиад, конкурсов, смотров, участниками областных спортивных соревнований, - дипломы, грамоты, благодарственные письма и т.д.;

2) граждане, имеющие детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях и иных образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, и направляемых в санаторно-оздоровительные лагеря (центры) круглогодичного действия для участия в профильных сменах, соответствующих профилю обучения, - справку за подписью руководителя образовательной организации о том, что ребенок является обучающимся данного учреждения с указанием профиля;

3) граждане, проходящие военную службу по призыву, - справку из военного комиссариата о прохождении отцом ребенка военной службы по призыву;

4) граждане, являющиеся инвалидами, - копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности;

5) граждане, обучающиеся в государственных и муниципальных образовательных организациях, - справку за подписью руководителя образовательной организации о том, что гражданин обучается в данном образовательной организации;

6) одинокие матери (отцы):

копию свидетельства о рождении ребенка;

копию свидетельства о смерти родителя;

выписку из вступившего в силу решения суда о признании родителя умершим или безвестно отсутствующим;

7) ветераны боевых действий - копию удостоверения ветерана боевых действий;

8) законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - справку органа опеки и попечительства, подтверждающую наличие статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей;

9) многодетные родители - справку о составе семьи из жилищно-эксплуатационного органа, а при его отсутствии - из органа местного самоуправления;

10) родители, которые являются работниками государственных и муниципальных бюджетных учреждений, - справки с места работы обоих родителей.

Таким образом, требует обсуждения совместно с Правительством Нижегородской области вопрос о внесении изменений в Закон области с целью устранения неопределенности в правоприменении и точного определения категорий получателей данных мер социальной поддержки граждан.

Внутренних противоречий в Законе области рабочей группой не выявлено.

5. О проблемах, связанных с применением Закона области, выявленных по показателям, определенным методикой осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года № 694

В процессе мониторинга правоприменения Закона области участниками рабочей группы проблемы, согласно показателям, определенным методикой осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года № 694, не выявлены.

6. О проблемах, связанных с применением Закона области.

 На основании полученной информации рабочей группой были выявлены следующие проблемы, связанные с применением Закона области:

- организации органами местного самоуправления заявочной кампании, обеспечения организационной работы по распределению путевок в санаторно-оздоровительные центры (лагеря) круглогодичного действия, а также своевременного информирования населения (проведение информационно-разъяснительной работы) о механизме оказания мер социальной поддержки в виде предоставления и возмещения части стоимости путевок и порядке организации отдыха и оздоровления детей в текущем году (информирование через общеобразовательные организации на родительских собраниях, работников организаций и предприятий непосредственно перед началом летней оздоровительной кампании). Органам местного самоуправления необходимо организовать более эффективное взаимодействие по организации отдыха детей с организациями и предприятиями, расположенных на территории муниципального образования, общественными и профсоюзными организациями;

- доступности для населения услуг отдыха и оздоровления в организациях отдыха и оздоровления детей, проблема порядка предоставления возмещения. Средняя стоимость путевки в 2015 году в Нижегородской области – в санаторно-оздоровительных центрах - 18 144 рубля, в загородных детских оздоровительных лагерях: средняя стоимость путевки в летний период – 12 684 рубля. Возмещение части расходов по приобретению путевок производится после поездки в детский лагерь  в течение 30 рабочих дней со дня предоставления всех документов. Зачастую, особенно в тех семьях, где несколько детей, сложно найти одновременно сумму для приобретения нескольких путевок, поэтому существует необходимость внедрения формы компенсации части стоимости путевки.

7. Об иных проблемах организации и проведения оздоровительной кампании, выявленных в рамках мониторинга правоприменения

 Важнейшим вопросом остается недостаточное софинансирование данной отрасли из средств федерального бюджета. На фоне сокращающегося количества детских лагерей с 2015 года прекращено софинансирование из средств федерального бюджета мероприятий по отдыху детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Ранее государством на эти цели из федерального бюджета выделялось 4, 37 млрд. руб. (в 2013 году - 4, 6 млрд. руб.). По информации Счетной палаты Российской Федерации вследствие этого в целом по стране охват отдыхом и оздоровлением детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, снизится как минимум на 240 тысяч человек (письмо от 16.02.2015 № 01-431/11-04). С 2015 года консолидированный  бюджет оздоровительной кампании Нижегородской области уменьшен в связи с отсутствием софинансирования отдыха детей, находящихся в трудной жизненной ситуации  из федерального бюджета (отсутствие субсидии из федерального бюджета; в 2014 году сумма субсидии составляла 57 200 тыс. рублей).

Вместе с тем, в Нижегородской области в 2015 году за счет средств областного и муниципальных бюджетов, спонсорских средств различными формами отдыха  в 2015 году было охвачено 26 385 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (в 2014 году - 24 700 человек).

До настоящего времени не решены отдельные вопросы, рассмотрение которых рекомендовалось Правительству Российской Федерации по итогам проведения парламентских слушаний в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Среди проблем такие, как:

отсутствие единой государственной политики, направленной на определение концептуальных принципов, целей и задач организации системы детского отдыха и оздоровления, а также координации на федеральном уровне и на уровне отношений между центром и регионами;

уменьшение количества летних загородных оздоровительных лагерей;

недостаточное софинансирование данной отрасли из средств федерального бюджета;

высокие тарифы на электроэнергию для организаций отдыха детей и их оздоровления, включая детские оздоровительные и санаторные лагеря;

отсутствие законодательного определения статуса детского оздоровительного учреждения и предоставление услуги отдыха и оздоровления посредством системы государственных сертификатов;

отсутствие софинансирования реконструкции имеющихся и строительства новых детских оздоровительных лагерей (необходимость разработки Федеральной целевой программы по софинансированию реконструкции и строительства детских оздоровительных лагерей);

установление льготы на приобретение железнодорожных билетов для детей школьного возраста из многодетных семей в период летней оздоровительной кампании;

необходимость создания Единого информационного портала системы отдыха и оздоровления детей и Единого всероссийского Реестра загородных оздоровительных лагерей (единого федерального реестра организаций отдыха и (или) оздоровления детей, в том числе детских загородных оздоровительных учреждений (лагерей), опубликование указанного реестра на сайте Правительства Российской Федерации с тем, чтобы информация о каждой включенной в реестр организации отдыха и (или) оздоровления детей была доступна родителям и широкой общественности);

снижение цен (тарифов), по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию, для детских загородных лагерей, поскольку эта мера позволила бы более эффективно осуществлять свои уставные функции, направляя высвободившиеся финансы на решение задач, непосредственно связанных с улучшением качества отдыха и оздоровления детей отсутствие мер по стимулированию сектора (налоговые льготы и льготы по оплате ЖКХ):

установление льгот по земельному налогу и арендным платежам за земельные участки для балансодержателей детских оздоровительных организаций;

создание безбарьерной (доступной) среды в местах отдыха и оздоровления для детей-инвалидов на основе софинансирования из федерального бюджета необходимых мероприятий по реконструкции существующих лагерей;

необходимость уточнения нормативного правового регулирования в части требований к детским оздоровительным организациям в области антитеррористической и противокриминалистической защищенности (видеонаблюдение, охрана, наличие наружного периметра и т.д.);

необходимость зачета стажа вожатого в стаж педагогической деятельности;

переориентация приоритетов в сторону планового перехода от сезонного оздоровления к круглогодичному циклу отдыха и оздоровления детей;

сохранение и развитие системы загородных оздоровительных лагерей,  недопущение продажи и перепрофилирования организаций отдыха детей и их оздоровления; создание условий для передачи не используемых в течение длительного периода времени зданий бывших детских оздоровительных учреждений хозяйствующим субъектам в хозяйственное ведение или оперативное управление, без изменения их целевого назначения;

развитие инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма в каникулярное время;

несовершенство системы государственно-частного партнерства и управления в сфере детского отдыха, слабая мотивация бизнеса на сотрудничество в данной отрасли;

недостаточная вариативность программ детского отдыха. В действующем законодательстве зафиксирован термин "отдых и оздоровление" и предусмотрены смены продолжительностью 21 день.  При этом отсутствие программ, отвечающих потребностям современных детей и их родителей, зачастую являются причиной отказа от отдыха в лагере;

недостаточность ресурсных центров по подготовке вожатых и программ повышения квалификации сотрудников детских лагерей отдыха и оздоровления. Создание системы профессиональной мотивации специалистов и работников организаций отдыха, оздоровления детей. Создание единой открытой базы вакансий на портале субъекта Российской Федерации по  отдыху, оздоровления детей;

совершенствование мер по обеспечению надлежащего общественного порядка в местах расположения учреждений отдыха детей, а также антитеррористической защищенности данных учреждений.

Рабочей группой при проведении мониторинга правоприменения также были выявлены следующие проблемы организации отдыха и оздоровления детей:

недостаточной государственной поддержки предприятий и организаций, имеющих на балансе загородные детские оздоровительные лагеря, в форме стимулирующих и налоговых льгот;

неудовлетворительного состояния материальной базы летних загородных лагерей;

обеспеченности кадрами учреждений отдыха и оздоровления детей, проблема подбора персонала учредителями детских лагерей;

сокращения числа детских летних загородных лагерей;

финансирования санаториев и санаторно-оздоровительных лагерей на строительство новых корпусов и капитальный ремонт;

отсутствие необходимых лицензий на осуществление образовательной деятельности в организациях, осуществляющих оздоровление и (или) отдых детей;

необходимости увеличения процента охвата детей летним загородным оздоровительным отдыхом;

привлечения детей к труду (уборка корпусов, территории, столовой);

приведения постановления Правительства области № 149 в соответствие с действующим законодательством (в части изменений в Положение о загородных детских оздоровительно-образовательных центрах (лагерях), в связи с тем, что функции предоставления путевок в загородные лагеря и возмещения части расходов по их приобретению переданы органам местного самоуправления);

функционирования организаций, оказывающих услуги отдыха детей, не имеющих лицензий и разрешений контрольно-надзорных органов (организация спортивными школами сборов на различных базах отдыха, не имеющих условий для организации питания и проживания детей, соответствующих санитарным требованиям);

необходимости проработки вопроса  о проведении исследований проб питьевой воды из учреждений отдыха и оздоровления детей в близлежащих к указанным учреждениям лабораториях.

Случаев групповых инфекционных заболеваний в 2015 году удалось избежать, но выявленные нарушения вызывают озабоченность. Значительная часть нарушений связана с недостаточным контролем со стороны руководителей учреждений за соблюдением требований надзорных органов, выполнением персоналом своих обязанностей. В этой связи учредителям лагерей необходимо принять меры к усилению контроля за организацией питания и водоснабжения, медицинского обслуживания в лагерях.

По информации контрольно-счетной палаты Нижегородской области по результатам  проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности  государственного бюджетного учреждения здравоохранения  Нижегородской области "Детский санаторий "Большая Ельня" в 2014 году установлены следующие нарушения:

нарушения утвержденного государственного задания и расходования субсидии;

расхождение сроков пребывания детей в санатории по данным журналов учета пребывания детей с данными по истории болезни и, как следствие, завышение объема субсидии;

нарушения при оплате труда работников;

осуществление учебного процесса без лицензии на осуществление образовательной деятельности;

нарушения порядка обеспечения питанием детей, находящихся на лечении в санатории, порядка списания продуктов питания.

Пор результатам проведенной проверки направлено представление для принятия мер по устранению выявленных нарушений руководителю ГБУЗ НО "Большая Ельня".

 8. Оценка эффективности действия Закона области

 Полученная информация позволила рабочей группе провести анализ эффективности действия Закона области по ряду критериев, в том числе:

  1. Соответствие Закона области законодательству Российской Федерации.
  2. Наличие (отсутствие) подзаконных нормативных правовых актов.
  3. Наличие (отсутствие) в Законе области внутренних противоречий или норм, имеющих неоднозначное понимание.
  4. Наличие проблем, связанных с реализацией Закона области и  постановления Правительства Нижегородской области от  25 марта 2009 года  №149 "Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Нижегородской области" в части организации отдыха и оздоровления детей, в том числе согласно показателям, определенным методикой осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года № 694.

Говоря об эффективности действия Закона области, рабочей группой в качестве основного критерия был определен такой показатель как создание условий для реализации права граждан на меры социальной поддержки в виде предоставления детских путевок и возмещения расходов на приобретение детских путевок, степень удовлетворенности заявок родителей и организаций на предоставление путевок или возмещение части стоимости путевок в санаторно-оздоровительные лагеря органами местного самоуправления, рост числа граждан, получивших детские путевки и возмещение части стоимости путевок в загородные и санаторно-оздоровительные лагеря.

На основании полученной информации, а также согласно показателям, определенным методикой осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года № 694, пробелов и коллизий правовых норм в правовом регулировании законодательством области вопроса о предоставлении путевок в санаторно-оздоровительные центры (лагеря) круглогодичного действия  и иные организации, осуществляющие санаторно-курортное лечение детей в соответствии с имеющейся лицензией, иные организации, осуществляющие санаторно-курортную помощь детям в соответствии с имеющейся лицензией, не выявлено. Предложений по внесению изменений в главу 21 Закона области, направленных на ее приведение в соответствие с федеральным законодательством не имеется. По результатам антикоррупционной экспертизы коррупциогенных факторов в Законе области не выявлено. Понятийно-терминологический аппарат, используемый в Законе области, соответствует аналогичному, применяемому федеральным и областным законодательством в целом.

Информации о наличии дублирующих норм права в нормативных правовых актах области и ошибок юридико-технического характера в нормативных правовых актах области не имеется.

По информации министерства образования Нижегородской области в летний период детей принимали 1513 лагерей (в 2014 году – 1543 лагеря, в 2013 году – 1547 лагерей).

В 2015 году организованными формами отдыха и оздоровления было охвачено 186 тысяч 264 человека, что составило 68,5% (в 2014 году – 184 тысячи 870 человек, 68,2%, в 2013 году – 183 тысячи 683 человека, 68%).

В 20 районах и городских округах показатели стабильны и сохранены на уровне прошлого года. Снижение количества оздоровленных детей в летний период отмечено в Большеболдинском, Варнавинском, Дальнеконстантиновском, Княгининском, Ковернинском, Краснооктябрьском, Кулебакском, Навашинском, Тонкинском районах, городском округе Первомайск. Самые низкие показатели по оздоровлению в Шахунье (51,5%), Сокольском (64,1%), Краснооктябрьском (63,8%) и Княгининском (43,9%) районах.

В 2015 году выраженный оздоровительный эффект отмечен у 91,8% детей (в 2014 году – 90,2%, в 2013 году- 88,1%).

Консолидированный бюджет оздоровительной кампании 2015 года был запланирован в размере 1 миллиарда 59 миллионов рублей.

 

2015 год

(план)

По состоянию на 16.10.2015

%

Областной бюджет

290,736

222,577

75,6%

Муниципальные бюджеты

487,978

331,675

67,9%

Средства предприятий

138,313

104,903

75,8%

Средства родителей

120,706

63,138

52,31%

Другие источники

21,800

10,884

49,93%

Консолидированный бюджет

1059,533

733,177

69,2%

 

На 16 октября 2015 года освоено 733 миллиона 177 тысяч рублей, что составляет 69,2% (в 2014 году – 78%).

На 16 октября 2015 года районы перечислены денежные средства субвенции на организацию отдыха детей в санаторно-оздоровительных лагерях в сумме 42 миллиона  37 тысяч рублей. 

Муниципальными районами и городскими округами освоено –                      26 миллионов 829 тысяч рублей средств областного бюджета – 50,5% (в 2014 году – 29 007 – 50,14%).

На 1 ноября 2015 года в местные бюджеты перечислены денежные средства субвенции для возмещения расходов по приобретению путевки в санаторно-оздоровительные лагеря в сумме 50 903,27 тысяч рублей, что составляет 95,8% от запланированной суммы (в 2014 году – 54829,7 тысяч рублей, что составило 94,8%), возмещение получили 3122 человека (в 2014 году – 2701 человек).

Хорошо организована работа по направлению детей в санаторно-оздоровительные лагеря с возмещением части стоимости путевки за счет средств областного бюджета в Балахнинском, Вознесенском, Краснооктябрьском, Павловском, Пильнинском, Тонкинском, Тоншаевском, Шарангском районах, городских округах Бор, Выкса, Нижний Новгород. В этих районах планируется расход денежных средств субвенции до конца года в полном объеме. Вместе с тем совсем отсутствует расход денежных средств субвенции в Варнавинском и Спасском районах.

Основной расход денежных средств запланирован в сентябре - ноябре 2015 года на возмещение части стоимости путевок в загородные и санаторно-оздоровительные лагеря, и возмещение расходов по сопровождению организованных групп детей, организацию лагерей в осенние каникулы.

В рамках реализации Закона области по состоянию на 1 ноября 2015 года за счет средств областного бюджета:

- на отдых и лечение в детские санатории направлен 71 ребенок (в 2014 году – 107 человек);

- на отдых в санаторно-оздоровительные лагеря направлены 6014 человек (в 2014 году – 5796 человек);

В октябре 2015 года детский оздоровительный лагерь "Салют" ГБОУ СПО "Городецкий Губернский колледж" был переоборудован, переведен на круглогодичный режим функционирования, получил лицензию на осуществление медицинской деятельности и стал санаторно-оздоровительным лагерем. Таким образом, в течение 2016 года есть возможность предоставления дополнительно 4 тысяч мест для санаторного оздоровления детей.

Вопросы направления детей в санаторно-оздоровительные лагеря круглогодичного действия и предоставления возмещения части стоимости путевки за счет средств областного бюджета находятся на постоянном контроле. Рабочей группой областного координационного совета по организации отдыха, оздоровления и занятости детей в течение летнего периода изучена деятельность 20 муниципальных районов и городских округов, 160 организаций отдыха детей и их оздоровления.

Законом Нижегородской области от 18.12.2014 № 184-З "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (в ред. от 25.06.2015 № 86-З) субвенции на осуществление выплат на возмещение части расходов по приобретению путевок в детские санатории, санаторно-оздоровительные центры (лагеря) круглогодичного действия и иные организации, осуществляющие санаторно-курортное лечение детей в соответствии с имеющейся лицензией, иные организации, осуществляющие санаторно-курортную помощь детям в соответствии с имеющейся лицензией, расположенные на территории Российской Федерации предусмотрены в размере 53 137,2 тыс. рублей.

Проектом бюджета на 2016 год бюджетные ассигнования по государственной программе "Развитие образования Нижегородской области", утвержденной  постановлением Правительства Нижегородской области от 30.04.2014 года № 301 "Об утверждении государственной программы "Развитие образования Нижегородской области" на мероприятия по организации отдыха и оздоровления детей –  211 282,2 тыс. рублей, что составляет 118,3% к уровню 2015 года. Субвенции на осуществление выплат на возмещение части расходов по приобретению путевок в детские санатории, санаторно-оздоровительные центры (лагеря) круглогодичного действия и иные организации, осуществляющие санаторно-курортное лечение детей в соответствии с имеющейся лицензией, иные организации, осуществляющие санаторно-курортную помощь детям в соответствии с имеющейся лицензией, расположенные на территории Российской Федерации – 61 271,7 тыс. рублей, что составляет 115,3% к уровню бюджета 2015 года; 

Увеличение ассигнований связано с ростом  средней стоимости одного дня пребывания в детских санаториях, санаторно-оздоровительных центрах (лагерях) круглогодичного действия на 7% и увеличением контингента детей, которым предоставляются путевки, на 713 человек или 13% к уровню 2015 года, а также с дополнительными расходами на реализацию мероприятий по организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации на 54 160,7 тыс. рублей в связи с прекращением предоставления средств из федерального бюджета на указанные цели и предложением министерства социальной политики Нижегородской области.

Министерством образования ежемесячно проводится мониторинг удовлетворенности заявок родителей и организаций. По состоянию                на 1 октября удовлетворено 88% имеющихся заявок, что соответствует уровню прошлого года. В 28 районах заявки удовлетворены в полном объеме. Анализ категорий граждан, которым предоставлены путевки или возмещение части стоимости путевки в санаторно-оздоровительные лагеря показал, что наименьший процент удовлетворенности заявок отмечен у работников предприятий, находящихся в трудном финансовом положении и у работников предприятий-балансодержателей лагерей.

В целом оценка эффективности реализации Закона области в части предоставления, оплаты и возмещения расходов на приобретение детских путевок удовлетворительная.

Вместе с тем, должная реализация Закона области зависит от уровня организации органами местного самоуправления заявочной кампании, эффективности освоения перечисленных из областного бюджета денежных средств субсидий, удовлетворенности заявок родителей и организаций, проведения своевременной информационно-разъяснительной работы среди населения о порядке организации отдыха и оздоровления.

Работу по реализации Закона  области предлагается продолжить с учетом рекомендаций рабочей группы по проведению мониторинга правоприменения Закона области.

 9. Предложения, основанные на результатах мониторинга, направленные на совершенствование действия Закона области и принятых на основании его нормативных правовых актов.

 По итогам проведенного мониторинга Закона области от 24 ноября 2004 года № 130-З "О мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей" предлагаются следующие обобщенные рекомендации:

1. Поручить комитету Законодательного Собрания по социальным вопросам в I полугодии 2016 года совместно с Правительством Нижегородской области, государственно-правовым управлением аппарата Законодательного Собрания подготовить и внести в статью 81 Закона области изменения, уточняющие категории получателей меры социальной поддержки граждан в виде предоставления путевки в санаторно-оздоровительные лагеря круглогодичного действия.

2. Рекомендовать Правительству области:

1) внести изменения в постановление Правительства Нижегородской области от 25 марта 2009 года № 149 "Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Нижегородской области", направленные на его приведение в соответствие с действующим законодательством;

2) рассмотреть возможность замены меры социальной поддержки в виде возмещения части расходов по приобретению путевки в детские санатории, санаторно-оздоровительные центры (лагеря) круглогодичного действия и иные организации, осуществляющие санаторно-курортное лечение детей, на компенсацию части стоимости путевки;

3) совместно со средствами массовой информации перед началом летней оздоровительной кампании 2016 года провести информационно-разъяснительную работу по вопросу приобретения родителями детских путевок в организации отдыха и оздоровления, имеющие разрешительную документацию;

4) совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) рассмотреть вопрос о принятии дополнительных мер по усилению контроля за обеспечением антитеррористической и противокриминалистической защищенности в организациях, осуществляющих оздоровление и (или) отдых детей;

5) проработать следующие вопросы:

а) совершенствование и развитие кадрового потенциала для организаций отдыха и оздоровления детей:

подготовка квалифицированных кадров для организаций отдыха и оздоровления детей, повышение квалификации работников данных организаций;

возможность создания единой открытой базы вакансий по отдыху и  оздоровлению детей на портале в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

б) развитие инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма в каникулярное время.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области:

1) предусмотреть необходимое финансирование в местных бюджетах с учетом роста стоимости путевки и необходимости обеспечения охвата детей оздоровлением на уровне не ниже прошлого года;

2) рассмотреть возможность установления для балансодержателей детских оздоровительных организаций льготных налоговых ставок  по земельному налогу;

3) обеспечить сохранение и развитие системы загородных оздоровительных лагерей;

4) организовать своевременное информирование населения об организации летней оздоровительной кампании, а также о механизме оказания мер социальной поддержки в виде предоставления и возмещения части стоимости путевок;

5) осуществлять эффективное взаимодействие с организациями, предприятиями, профсоюзными организациями с целью организации полноценного отдыха и оздоровления детей и увеличения количества детей, охваченных организованными формами отдыха, оздоровления и занятости;

6) уделять особое внимание организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении;

7) обеспечить эффективную реализацию средств областного и муниципальных бюджетов, выделенных на отдых и оздоровление детей;

8) принять меры по недопущению функционирования организаций отдыха и оздоровления детей, не имеющих лицензий и разрешений контрольно-надзорных органов.



© 2020 Законодательное Собрание Нижегородской области