План на неделю >>
Ваше мнение

Какие возможности создаст система распределения выпускников?

На это вопрос уже ответили посетителей.
Вы можете посмотреть результаты.

интернет конференция

Здесь вы можете обсудить принятые законопроекты, выразить свое мнение, получить комментарий.

ПОДРОБНЕЕ>>
Гостевая книга
Органы местного самоуправления

Ассоциация представительных органов







Научно-консультативный совет

Благотворительный совет нижегородской области





Портал государственной службы

Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Общественное обсуждение проекта плана мероприятий Законодательного Собрания Нижегородской области по противодействию коррупции на 2018-2020 годы


http://www.zsno.ru

603082, Нижний Новгород, Кремль, корп. 2



Мониторинг правоприменения Закона Нижегородской области 02.03.2007 N 25-З "Об охране атмосферного воздуха в Нижегородской области "

Информация о результатах мониторинга правоприменения

закона Нижегородской области "Об охране атмосферного воздуха в Нижегородской области"

 

1. Проведение мониторинга Закона

В соответствии с Постановлением Законодательного Собрания области от 18 декабря 2014 года № 1608-V "О плане мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Нижегородской области, принятых Законодательным Собранием Нижегородской области, на I полугодие 2015 года" комитету по экологии и природопользованию было поручено организовать проведение мониторинга правоприменения  Закона Нижегородской области от 2 марта 2007 года №25-З "Об охране атмосферного воздуха в Нижегородской области".

В связи с этим, комитетом по экологии и природопользованию (далее – комитет) были проведены следующие организационные мероприятия:

- распоряжением Председателя Законодательного Собрания Нижегородской области от 15 апреля 2015 года №62р  образована экспертная рабочая группа по проведению мониторинга;

-  сформирован план проведения мониторинга;

- определены цели и задачи мониторинга, основные критерии эффективности действия Закона.

В состав экспертной рабочей группы по проведению мониторинга Закона были включены:

- от Законодательного Собрания области:

В.Н. Лунин – председатель комитета;

Р.В. Кабешев – заместитель председателя комитета;

А.Н. Краснов – руководитель аппарата комитета;

О.Н. Казакова – начальник отдела земельного, градостроительного законодательства и природопользования государственно-правового управления аппарата Законодательного Собрания;

И.В. Проскуряков – консультант отдела земельного, градостроительного законодательства и природопользования государственно-правового управления аппарата Законодательного Собрания;

И.Р. Дерябин  – начальник информационно-аналитического управления Законодательного Собрания;

- от Правительства области:

Н.Н. Мочалина – заместитель министра экологии и природных ресурсов Нижегородской области;

- от Департамента Росприроднадзора по ПФО:

В.Е. Лебедева - начальник отдела контрольно-надзорной деятельности и претензионной работы Департамента Росприроднадзора по ПФО;

 - от Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области:

Д.А. Липшиц – начальник отдела по коммунальной гигиене Управления Росприроднадзора по Нижегородской области;

- от Департамента Росгидромета по ПФО:

А.Е. Носкова – начальник отдела государственной наблюдательной сети Департамента Росгидромета по ПФО;

- от ФГБУ "Верхне-Волжское управление гидрометеослужбы":

- Н.В. Андриянова – начальник Центра мониторинга загрязнения окружающей среды ФГБУ "Верхне-Волжское УГМС";

- от общественных экологических организаций:

А.А. Каюмов – председатель Совета экологического центра "Дронт";

Т.С. Созонтьева – председатель президиума Нижегородского отделения Всероссийского общества охраны природы.

Комитетом совместно с членами рабочей группы были определены цели и задачи мониторинга Закона, к которым относятся:

а) выявление проблемных положений Закона области "Об охране атмосферного воздуха в Нижегородской области", препятствующих ее эффективному действию, в целях оптимизации процесса охраны атмосферного воздуха;

б) оценка практической реализации полномочий органов власти Нижегородской области в данной сфере, включая оценку эффективности мер экологического надзора;

в) анализ законодательства субъектов Российской Федерации в данной сфере;

г) поиск новых механизмов правового регулирования отношений по охране атмосферного воздуха на региональном уровне;

д) выработка программных мероприятий  и стимулирующих мер по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха и снижению уровня его загрязнения;

е) усиление эффективности действия норм закона в целях их практического применения;

ж) выработка конкретных предложений по итогам анализа полученной информации для возможного внесения изменений в Закон Нижегородской области "Об охране атмосферного воздуха в Нижегородской области" в целях совершенствования ее положений;

з) возможная разработка и внесение законодательных инициатив, как на региональном, так и на федеральном уровне, в целях совершенствования законодательства в области охраны атмосферного воздуха.

 

Комитетом определены основные критерии эффективности действия Закона, к которым следует отнести:

1) достаточность уровня нормативного правового регулирования отношений в области охраны атмосферного воздуха, наличие, нуждающихся в расширении, уточнении и трудно реализуемых в практике применения, норм;

2) эффективность реализации  уполномоченными  должностными лицами полномочий в области охраны атмосферного воздуха, простота и прозрачность административных процедур.

По итогам проведения мониторинга реализации Закона следует отметить, что одной из острейших экологических проблем современности, по-прежнему, остаётся проблема охраны атмосферного воздуха от загрязнений. Уровень загрязнения атмосферы в городах остается высоким на протяжении долгого времени. На сегодняшний день 53% городского населения России  проживает в городах с высокой и очень высокой степенью загрязнения воздуха. Основным и наиболее опасным источником загрязнения атмосферы являются промышленные, транспортные и бытовые выбросы. Современное состояние атмосферного воздуха характеризуется изменением его природного состава, в частности, увеличением количества диоксида углерода и других вредных выбросов.

Основой правового регулирования вопросов охраны атмосферного воздуха является Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха", в котором закрепляются полномочия органов государственной власти РФ и ее субъектов в рассматриваемой сфере, определяются функции государственного управления, формулируются требования к охране атмосферного воздуха при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Детализация положений названного Закона находит свое отражение в региональном законодательстве, посвященном охране атмосферного воздуха. Закон области "Об охране атмосферного воздуха в Нижегородской области" был принят 22 февраля 2007 года и с тех пор в него вносились изменения 5 раз, в основном с целью приведения в соответствие с федеральным законодательством. В целом законодательство области в данной сфере можно оценить как недостаточно развитие, это объясняется, главным образом, тем, что основные полномочия в данной сфере сконцентрированы на федеральном уровне.

Уровень выбросов вредных веществ в атмосферу, загрязнения атмосферного воздуха является одним из основных показателей состояния окружающей среды, который, в свою очередь, характеризует уровень экологической безопасности региона. На протяжении ряда лет динамика валовых выбросов от стационарных источников имеет относительно стабильный характер, с незначительным увеличением общего объема выбросов.

Валовые выбросы всех загрязняющих веществ в атмосферу имеют также тенденцию к увеличению, из них более 30% приходится на долю выбросов  неуклонно растущего транспорта.

Основная часть выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и значения, превышающие или приближенные к предельно допустимым концентрациям (ПДК) загрязняющих веществ в воздухе населенных пунктов, по данным мониторинга, на протяжении ряда лет регистрируются в промышленных центрах Нижегородской области (г. Н.Новгород, Арзамас, Павлово, Балахна, Бор, Богородск, Заволжье, Выкса, Городец, Кстово, Дзержинск).

Государственная сеть наблюдения за состоянием окружающей среды Росгидромета на территории Нижегородской области на настоящий момент времени включает в себя 28 пунктов, 46 створов, 68 точек гидрохимических наблюдений, расположенных на 17 водных объектах; 1 пункт, 1 створ, 1 точку специальной гидрохимической сети, 18 створов гидробиологических наблюдений, расположенных на 7 водных объектах; 22 стационарных поста наблюдения загрязнения атмосферного воздуха, расположенных в 5 городах; 3 пункта наблюдений за промышленным загрязнением почвы, 2 пункта наблюдений за промышленным загрязнением снежного покрова.

Минэкологии Нижегородской области осуществляет экспедиционные наблюдения за состоянием атмосферного воздуха - в 9 промышленных городах области.

В соответствии Законом области "Об охране атмосферного воздуха в Нижегородской области" к полномочиям Законодательного Собрания Нижегородской области относятся:

1) принятие в соответствии с федеральным законодательством законов Нижегородской области и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области охраны атмосферного воздуха;

2) осуществление контроля за соблюдением и исполнением на территории Нижегородской области настоящего Закона.

Статья 3 Закона области устанавливает полномочия Правительства Нижегородской области в области охраны атмосферного воздуха, к ним относятся:

1) принятие нормативных правовых актов в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Нижегородской области, а также осуществление контроля за их исполнением:

2) участие в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха;

3) проведение мероприятий по защите населения при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха;

4) осуществление в пределах своей компетенции координации деятельности физических и юридических лиц в области охраны атмосферного воздуха;

5) информирование населения о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении программ улучшения качества атмосферного воздуха и соответствующих мероприятий;

6) участие в проведении государственной политики в области охраны атмосферного воздуха на территории Нижегородской области;

7) разработка, принятие и реализация государственных программ Нижегородской области в области охраны атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области;

8) организация и осуществление государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

9) выдача разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником в порядке, определенном Правительством Российской Федерации;

10) введение ограничений на передвижение транспортных средств в населенных пунктах, местах отдыха и туризма, на особо охраняемых природных территориях и регулирование передвижения транспортных и иных передвижных средств на указанных территориях в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

11) установление сроков поэтапного достижения предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по представлению территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в соответствии с законодательством;

12) определение в соответствии с федеральным законодательством по представлениям территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных областях и территориальных органов других федеральных органов исполнительной власти порядка проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в городских и иных поселениях Нижегородской области, в том числе подготовка и передача соответствующих прогнозов;

13) введение дополнительных экологических требований охраны атмосферного воздуха, ограничений использования нефтепродуктов и других видов топлива;

14) обращение в суд с требованием ограничения, приостановления или прекращения хозяйственной деятельности при отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями;

15) предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны атмосферного воздуха, выявленного в результате организации и проведения государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, осуществляемого органами исполнительной власти Нижегородской области.

16) установление целевых показателей объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на территории Нижегородской области и сроков их снижения.

Полномочия Правительства Нижегородской области, указанные в настоящем Законе, осуществляются непосредственно Правительством Нижегородской области или уполномоченным им органом исполнительной власти Нижегородской области в области охраны окружающей среды. Таким органом определено Министерство экологии и природных ресурсов области.

Проводя анализ реализации полномочий органов государственной власти области в сфере охраны атмосферного воздуха, следует отметить, что в целом полномочия реализуются достаточно эффективно.

Однако, реализация отдельных полномочий требует более активных действий со стороны органов власти. Среди таких полномочий можно выделить:

- информирование населения о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении программ улучшения качества атмосферного воздуха и соответствующих мероприятий;

- введение ограничений на передвижение транспортных средств в населенных пунктах, местах отдыха и туризма, на особо охраняемых природных территориях и регулирование передвижения транспортных и иных передвижных средств на указанных территориях в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

При этом отдельные полномочия Правительства не реализуются совсем, среди них:

- разработка, принятие и реализация государственных программ Нижегородской области в области охраны атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области;

- определение в соответствии с федеральным законодательством по представлениям территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных областях и территориальных органов других федеральных органов исполнительной власти порядка проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в городских и иных поселениях Нижегородской области, в том числе подготовка и передача соответствующих прогнозов;

- введение дополнительных экологических требований охраны атмосферного воздуха, ограничений использования нефтепродуктов и других видов топлива;

- установление целевых показателей объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на территории Нижегородской области и сроков их снижения.

 

В соответствии с государственной программой Нижегородской области "Охрана окружающей среды Нижегородской области" на 2015 - 2020 годы (утв. Постановлением Правительства области от 30 апреля 2014 г. № 306) ухудшение качества атмосферного воздуха в крупных населенных пунктах, в том числе в результате роста количества автотранспорта, не отвечающего современным экологическим требованиям является одной из основных проблемам экологической безопасности Нижегородской области.

В рамках указанной Программы реализуется Подпрограмма  "Обеспечение функционирования региональной системы экологического мониторинга".

Цель Подпрограммы - комплексное решение проблемы развития и совершенствования системы регионального экологического мониторинга.

Предоставление субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области в рамках реализации Подпрограммы не предусмотрено.

Государственные унитарные предприятия, акционерные общества с участием Нижегородской области, общественные, научные и иные организации, а также внебюджетные фонды в реализации Подпрограммы не участвуют.

Объем финансирования Подпрограммы в 2015 - 2020 годах составит 119734,8 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета 119734,8 тыс. рублей.

Мероприятия Подпрограммы лишь косвенно связаны с охраной атмосферного воздуха:

- оценка состояния атмосферного воздуха;

- аналитическое и техническое обеспечение мероприятий государственного экологического надзора;

- круглосуточная экологическая диспетчерская служба Нижегородской области;

- услуги по подготовке обзора загрязнения окружающей среды;

- оказание услуг по подготовке аналитических данных для формирования радиационно-гигиенического паспорта территории Нижегородской области;

- экологическая экспертиза.

Меры правового регулирования в рамках реализации Подпрограммы не предусмотрены.

Основные положения Подпрограммы "Обеспечение функционирования региональной системы экологического мониторинга"

Задачи Подпрограммы

1. Осуществление регулярных наблюдений за состоянием загрязнения компонентов окружающей среды (атмосферный воздух, поверхностные воды, почвы).

2. Информационное обеспечение соблюдения установленных нормативов качества окружающей среды предприятиями - природопользователями и оценки эффективности проводимых природоохранных мероприятий.

3. Информирование органов государственной власти, юридических лиц и граждан о состоянии окружающей среды

Объемы бюджетных ассигнований Подпрограммы за счет средств областного бюджета

За весь период реализации Подпрограммы всего:

119734,8 тыс. рублей, в том числе:

2015 год - 18752,8 тыс. рублей;

2016 год - 19763,4 тыс. рублей;

2017 год - 19763,4 тыс. рублей;

2018 год - 20256,1 тыс. рублей;

2019 год - 20483,5 тыс. рублей;

2020 год - 20715,6 тыс. рублей

Индикаторы достижения цели и показатели непосредственных результатов

Индикаторы достижения цели:

- доля городов Нижегородской области, в которых осуществляются регулярные наблюдения за состоянием загрязнения атмосферного воздуха (в % от общего числа городов), сохранение текущего уровня 32,1%;

- доля муниципальных образований Нижегородской области, на водных объектах которых осуществляются регулярные наблюдения за состоянием загрязнения поверхностных вод (в % от общего числа муниципальных образований), сохранение текущего уровня 28,8%.

Показатели непосредственных результатов:

- количество городов Нижегородской области, в которых осуществляется регулярная оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха - 9;

- количество водных объектов Нижегородской области, на которых осуществляется регулярная оценка уровня загрязнения - 18;

- формирование радиационно-гигиенического паспорта территории Нижегородской области (в количестве 1 ед. в год);

- формирование обзора загрязнения окружающей среды на территории Нижегородской области (в количестве 1 ед. в год)

 Сведения об индикаторах и непосредственных результатах

 

N п/п

Наименование индикатора/непосредственного результата

Единицы измерения

Значение индикатора/непосредственного результата (по годам)

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Подпрограмма "Обеспечение функционирования региональной системы экологического мониторинга"

1.

Индикатор 1.1.

Доля городов Нижегородской области, в которых осуществляются регулярные наблюдения за состоянием загрязнения атмосферного воздуха

% от общего количества городов

32,1

32,1

32,1

32,1

32,1

32,1

32,1

32,1

2.

Индикатор 1.2.

Доля муниципальных образований Нижегородской области, на водных объектах которых осуществляются регулярные наблюдения за состоянием загрязнения поверхностных вод

% от общего количества муниципальных образований

28,8

28,8

15,4

15,4

15,4

28,8

28,8

28,8

3.

Непосредственный результат 1.1.

Количество городов Нижегородской области, в которых осуществляется регулярная оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха

ед.

9

9

9

9

9

9

9

9

4.

Непосредственный результат 1.2.

Количество водных объектов Нижегородской области, на которых осуществляется регулярная оценка уровня загрязнения

ед.

18

18

10

10

10

18

18

18

5.

Непосредственный результат 1.3.

Формирование радиационно-гигиенического паспорта территории Нижегородской области

ед./год

1

1

1

1

1

1

1

1

6.

Непосредственный результат 1.4.

Формирование обзора загрязнения окружающей среды на территории Нижегородской области

ед./год

1

1

1

1

1

1

1

1

 

По информации территориального органа Росгидромета в Нижегородской области на сегодняшний день в области не определен порядок проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в городских и иных поселениях Нижегородской области, в том числе подготовка и передача соответствующих прогнозов. Данные порядок должен быть определен по представлениям территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных областях и территориальных органов других федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха».

Несмотря на наличие соответствующей статьи в Кодексе об административных правонарушений Нижегородской области (статья 5.9), Правительством области не установлены дополнительные экологические требования охраны атмосферного воздуха и ограничения использования нефтепродуктов и других видов топлива.

С 1 января 2015 года вступили в силу изменения в законодательство, обязывающие установить целевые показатели объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на территории Нижегородской области и сроков их снижения. Однако за полгода они так и не разработаны.

Исходя из данных круглосуточной диспетчерской службы, тема загрязнения атмосферного воздуха достаточно актуальная. По категории "Охрана воздуха" поступило более 300 обращений из почти 1700 заявок, что составляет около 20 %.

В рамках мониторинга правоприменения Закона Комитетом проведены следующие основные мероприятия:

  1. Комитетом проведены заседания рабочей группы. В ходе которых члены рабочей группы представили материалы о контрольно- надзорной работе в данной сфере.

В 2014 году стационарные наблюдения за химическим загрязнением атмосферы проводились ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС» в 6 населенных пунктах Нижегородской области. Для отбора проб воздуха в Н.Новгороде установлено 12 стационарных постов, 4 ПНЗ расположены в г. Дзержинске, по 2 поста – в городах Кстово и Арзамас, 1 ПНЗ установлен в к.п. Зеленый город. Стационарные отборы проб воздуха производятся в соответствии с установленной программой 4 раза в сутки для анализа по 33 ингредиентам. В течение года лабораториями ЦМС для Нижегородской области выполнено 109752 определений загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

В 2014 году на территории Нижегородской области случаев экстремально высокого загрязнения (ЭВЗ) атмосферного воздуха не выявлено.

В течение 2014 года министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области проводились наблюдения за состоянием загрязнения атмосферного воздуха на территории Нижегородской области в 9 промышленных городах – Арзамас, Балахна, Богородск, Бор, Выкса, Городец, Заволжье, Кстово, Павлово. Работы производились в рамках заданий государственному бюджетному учреждению Нижегородской области «Экология региона» (далее - ГБУ НО «Экология региона»).

В каждом городе было произведено по 10 выездов с отбором проб воздуха в утвержденных точках, определением основных загрязняющих веществ (оксид азота, диоксид азота, диоксид серы, оксид углерода, метан, сумма углеводородов) и специфических загрязнителей (фенол, формальдегид, сероводород, бензол, толуол, этилбензол, ксилолы), метеопараметров (температура, давление, влажность, направление и сила ветра).

Содержание основных загрязняющих веществ (далее – ЗВ) в атмосферном воздухе находилось в интервале:

- от 0,06 до 0,81 ПДКм.р. оксида азота;

- от 0,1 до 3,54 ПДКм.р. диоксида азота;

- от 0,05 до 0,1 ПДКм.р. диоксида серы;

- от 0,12 до 0,52 ПДКм.р. оксида углерода;

- от 1 до 1,9 мг/м3 метана;

- от 0,21 до 0,50 ПДКм.р. суммарных углеводородов.

Превышения предельно-допустимых максимально-разовых концентраций (ПДКм.р.) и среднесуточных концентраций (ПДКсс) диоксида азота зафиксированы в г. Балахне - 3,54 ПДКм.р. и 1,56 ПДКс.с. В г. Выксе максимально-разовые концентрации и среднесуточные концентрации диоксида азота отмечаются на уровне ПДК (1,0 ПДКм.р. и 1,0 ПДКс.с.).

Превышений ПДКм.р. и ПДКс.с. оксида азота, диоксида серы, оксида углерода, суммарных углеводородов в обследованных города не обнаружено.

Содержание специфических загрязняющих веществ в атмосферном воздухе находилось в интервале:

- бензола - от 0,33 до 0,44 ПДКм.р.;

- толуола – от 0,33 до 0,49 ПДКм.р.;

- ксилола - от 0,25 до 0,66 ПДКм.р.;

- этилбензола - от 0,5 до 10,65 ПДКм.р.;

- фенола - от 0,8 до 3,7 ПДКм.р.;

- формальдегида - от 0,3 до 0,71 ПДКм.р.;

- сероводорода - от 0,4 до 1,4 ПДКм.р.

Выявлены превышения ПДКс.с. фенола в городах Арзамас (1,55 ПДКс.с.), Бор (1,22 ПДКс.с.), формальдегида в городах Выкса (1,2 ПДКс.с.), Заволжье (1,12 ПДКс.с.), Городец (1,53 ПДКс.с.),

Случаев экстремального высокого (>50 ПДК) загрязнения атмосферы вредными веществами в 2014 году не зарегистрировано. Высокий уровень загрязнения атмосферы по этилбензолу (10,7 ПДК) в г. Балахне в июне месяце имел локальный характер и обусловлен проведением окрасочных работ на ул. Дзержинского.

В ходе выполнения мероприятий по контролю в сфере охраны атмосферного воздуха Департаментом Росприроднадзора по ПФО в 2014 году проведено 53 проверки, 5 рейдов, 36 административных расследований. По результатам проверок выявлено 60 нарушений, выдано 38 предписаний. Рассмотрено 111 административных дел, к административной ответственности привлечено 89 юридических и должностных лиц. Наложено штрафов на сумму 1893,1 тыс.руб., взыскано на сумму 1224,2 тыс.руб.

Основными видами нарушений, выявленных в ходе проверок, являются:

- отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ст. 23 ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 14 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ);

- нарушение условий специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ч.3 ст. 22 ФЗ "Об охране окружающей среды", ч.1 ст. 16 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", ч.2 ст. 8.21 КоАП РФ);

- нарушение правил эксплуатации установок очистки газа ( ст. 30 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", ч.3 ст. 8.21 КоАП РФ);

- отсутствие производственного экологического контроля (ст. 67 ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 25 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", ст. 8.1 КоАП РФ).

Контрольно-надзорные мероприятия, проводимые Департаментом, в первую очередь нацелены на обеспечение экологической безопасности, сохранении всех компонентов окружающей среды от деградации и уничтожения, снижения антропогенного воздействия на окружающую среду и уменьшение числа предприятий, на которых допускается превышение нормативов показателей. Количество хозяйствующих субъектов – нарушителей, выявленных а области охраны атмосферного воздуха составило 29 ед. из 51 проверенного хозяйствующего субъекта, что составляет 56,9%.

Согласно данным отчетов по форме "2-ТП – воздух" динамика объемов валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории Нижегородской области имеет тенденцию к снижению показателей. В 2014 году снижены выбросы вредных веществ в атмосферный воздух следующими предприятиями: ОАО "Теплоэнерго" - на 159,355т. в связи с усовершенствованием технологических процессов и в соответствии с этим, уменьшением расхода топлива; ОАО "Транспневматика" – выброс снижен на 233,74т. за счет внедрения нового пылегазоочистного оборудования.

Общее количество хозяйствующих субъектов, при проверке которых не было выявлено ни одного нарушения составило 9 ед. (среди них ОАО "Авибор", ОАО "Борский водоканал", ОАО "Нител").

В рамках мониторинга совместно с комиссией  по экологии городской Думы г. Нижний Новгород было проведено выездное заседание рабочей группы на территории ОАО "НМЖК". В рамках указанного мероприятия была рассмотрена информация о мероприятиях, направленных на нейтрализацию неприятных запахов от выбросов в атмосферный воздух и планах работы АО "НМЖК" в данном направлении.

Кроме того, вблизи АО "НМЖК" работала передвижная лаборатория  ФГБУ "Верхне-Волжское УГМС", которая осуществляла замеры качества атмосферного воздуха. Превышения ПДК обнаружено не было.

Основная проблема заключается в том, что в Российской Федерации правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические  требования, в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, нормируют не собственно запах, а максимальную предельно допустимую концентрацию (ПДК) конкретного вредного вещества или его маркера. Однако, совершенно очевидно, что  для  применения мер административного воздействия в отношении предприятия, являющегося источником неприятного запаха, и нейтрализации источника этого запаха необходимо на федеральном уровне в дополнение к существующему нормированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ разработать и законодательно закрепить нормирование предельно допустимого уровня воздействия запахов. Комитетом в 2011 году было направлено соответствующее обращение на имя Министра здравоохранения РФ Т.А. Голиковой «О необходимости скорейшей разработки нормативного документа по нормированию запахов. Был получен ответ, что нормативы находятся на согласовании, но спустя 4 года они до сих пор не приняты. Поэтому основным способом решения проблемы остается поиск и внедрение технических решений по нейтрализации и предотвращению выбросов негативных (специфических) запахов.

По итогам выездного совещания, признав эффективность выполненных АО «НМЖК» мероприятий по нейтрализации негативных запахов выделяемых в результате производственной деятельности предприятия, Участники совещания высказали следующие предложения:

1. Рекомендовать АО «НМЖК»:

- продолжить реализацию природоохранных мероприятий, направленных на снижение уровня негативных запахов, выделяемых в результате производственной деятельности предприятия;

- продолжить предоставление в Законодательное Собрание области отчетности о реализуемых природоохранных мероприятиях и результатах производственного экологического контроля;

2. Обратиться к Администрации г. Н.Новгород о необходимости инициирования вопроса о разработке единого проекта организации санитарно-защитной зоны предприятий, находящихся в границах улиц: Комсомольское шоссе, Московское шоссе, Зеленодольская.

3. Департаменту Росприроднадзора по ПФО и Министерству экологии и природных ресурсов области организовать в плановом порядке проведение проверок соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха организациями, находящихся в промышленно зоне в границах улиц: Комсомольское шоссе, Московское шоссе, Зеленодольская.

4. Рекомендовать Правительству области совместно с Нижегородской ассоциацией промышленников и предпринимателей:

- тиражировать опыт экологического оздоровления АО «НМЖК»  среди других промышленных предприятий.

- рассмотреть вопрос о применении мер экономического стимулирования затрат предприятий на модернизацию технологий и оборудования с целью повышения экологической эффективности  производства.

  1. В рамках мониторинга Закона области "Об охране атмосферного воздуха в Нижегородской области" председатель комитета В.Н. Лунин провел интернет конференцию,  где отвечал на вопросы читателей "НТА – Приволжье" на тему: "Проблемные вопросы в сфере охраны атмосферного воздуха в Нижегородской области". Всего поступило порядка 20 вопросов. Вопросы самого разнообразного плана касающиеся: порядок ведения мониторинга состояния атмосферного воздуха и возможности получения данных о состоянии атмосферного воздуха, наличие неприятных запахов в районе АО "НМЖК" и д.р.
  2. В рамках мониторинга закона 24 июня 2015 года прошел круглый стол на тему: "Влияние некачественного топлива на окружающую среду, экономику региона и топливную систему автомобиля. Ответственность за его сбыт".

Относительное улучшение качества воздуха в области Нижнем Новгороде можно связать с запретом на реализацию автомобильного топлива 2 и 3 класса и массовым переходом автовладельцев на топливо 4 и 5 экологического класса.

Статьей 15 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" предусмотрены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по введению ограничений использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха на соответствующей территории, а также по стимулированию производства и применение экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей.

Статье 3 Закона Нижегородской области "Об охране атмосферного воздуха" от 2 марта 2007 года № 25-З данными полномочиями наделено Правительство Нижегородской области. Статьей 5.9 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях (введена Законом Нижегородской области от 28.06.2007 № 80-З) установлена ответственность за нарушение установленных Правительством области ограничений использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха на территории области. В редакции Закона Нижегородской области от 02.02.2012 № 3-З на сегодняшний день установлен следующий размер санкций за данное правонарушение - административный штраф на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей. Контроль за соблюдением законности по данному составу правонарушения возложен на министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 25 апреля 2007 г. № 140 "О введении ограничений использования нефтепродуктов и других видов топлива в Нижегородской области" с 1 января 2008 года был установлен запрет на использование:

дизельного топлива с содержанием серы выше 500 мг/кг;

автомобильных бензинов с объемной долей бензола выше 3%;

автомобильных бензинов с содержанием серы выше 150 мг/кг;

автомобильных бензинов, содержащих свинец.

Фактически был установлен запрет на использование (включая продажу) автомобильного топлива ниже класса К3 ("Евро – 3").

Однако, 7 августа 2008 года постановлением Правительства Нижегородской области № 331 "О признании утратившим силу Постановления Правительства Нижегородской области от 25 апреля 2007 года № 140" региональные ограничения использования нефтепродуктов были отменены.

При этом следует отметить что аналогичные ограничения были установлены в г.Москва. Сегодня законодательство г. Москва устанавливает запрет на использование автомобильного топлива не соответствующего  по отдельным показателям требованиям класса К5 («Евро 5»). Экологические требования установлены Постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2004 г. № 952-пп "Об утверждении экологических требований к качеству моторного топлива при его обороте в городе Москве". 

Кроме того, следует отметить, что законность установления ограничений использования нефтепродуктов законодательством области ранее была подтверждена судебной практикой - решение Арбитражного суда Нижегородской области от 4 марта 2008 года по делу № А43-31047/2007-38-696 (прилагается).

В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 013/2011, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 826 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту": выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К4 допускается на территории Российской Федерации - по 31 декабря 2015 года. Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К4 допускается на территории Российской Федерации - по 31 декабря 2015 года. Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К5 не ограничен. Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К5 не ограничен.

Учитывая, что в крупных городах основным источником загрязнения атмосферного воздуха является автомобильный транспорт, считаем целесообразным рассмотреть вопрос о необходимости установления ограничений использования нефтепродуктов в отношении автомобильных бензинов и дизельного топлива ниже 4 и 5 классов на территории г.Н.Новгорода и других крупных городов области. Также дополнительные экологические требования могут быть установлены к печному топливу и другим нефтепродуктам.

Особо необходимо отметить, что введение ограничений позволит должностным лицам минэкологии области приступить к реализации полномочий по контролю за соблюдением ограничений на рынке топлива в соответствии со статьей 5.9 КоАП области. Что, в конечном итоге, привет к повышению эффективности контрольно-надзорных мероприятий.

  1. В рамках работы по мониторингу закона комитет принял участие в конференции: "Политика экологической безопасности ООО "Лукойл- Нижегороднефтеоргсинтез", посвященной пуску второго Комплекса каталитического крекинга 26 июня 2015 года. Это предприятие может служить соответствующим примером осуществления экологической политики, в том числе и в области охраны атмосферного воздуха. С 2002 года с момента вхождения предприятия в группу "ЛУКОЙЛ" удельное количество выбросов на тонну переработанной нефти снизилось в 2,9 раза. Большая работа по недопущению увеличения нагрузки на окружающую среду была проделана перед пуском в эксплуатацию объектов комплекса каталитического крекинга-1 в 2010-2011 годах. Головой выброс диоксида серы уменьшился на 1,1 тысячу тонн в год и это несмотря на ввод в эксплуатацию целого производства. Для подтверждения достигнутых результатов, аккредитованной лабораторией по контролю за окружающей средой ООО "ЛУКОЙЛ- Нижегороднефтеоргсинтез" производится контроль выбросов от всех источников предприятия: на территории предприятия, в санитарно-защитной зоне и в жилой зоне. Для поддержания требуемого уровня экологической безопасности, сохранения здоровья работников и жителей района при строительстве ККК-2  по программе защита атмосферного воздуха были выполнены следующие мероприятия:
  • Строительство блока очистки дымовых газов на установке каталитического крекинга-2, Цель недопущение роста выбросов окислов серы. Данный объект позволяет уловить более 5000 тон диоксида серы в год. Стоимость проекта 1,2 млрд.рублей.
  • Монтаж блока отпарки сероводорода из мазута. Цель- снижение содержания сероводорода в товарном мазуте и как следствие уменьшение выбросов сероводорода от резервуарных парков и эстакад налива на 3,2 тонны в год. Затраты на реализацию – 126 миллионов рублей.
  • Дооборудование специальными понтонами бензиновых и нефтяных резервуаров (5 штук). Данные понтоны позволяют сократить испарение углеводородов при заполнении и хранении в резервуаре, и соответственно не допустить их попадание в атмосферу, на 95%. Стоимость переоборудования – ь13 миллионов рублей.

Блок очистки дымовых газов от оксидов серы предназначен для очистки дымовых газов реактора регенератора установки каталитического крекинга-2. Строительство данного блока связано с тем, что при работе ККК-2 будет использоваться сырье с высоким содержанием серы (до 2,3%). При проведении оценки воздействия на окружающую среду было выявлено, что расчетный годовой выброс диоксида серы от установки каталитического крекинга-2 мог бы составить 5000 тон в год. Для предотвращения попадания в атмосферный воздух такого большого количества диоксида серы на установке смонтирован блок очистки дымовых газов в составе:

  • Скруббер мокрой очистки;
  • Узел осаждения и нейтрализации стоков из скруббера;
  • Узел кристаллизации солей сульфата натрия из стоков скруббера;
  • Узел выделения сухих солей сульфата натрия.

Таким образом, из дымовых газов извлекается окислы серы и они преобразуются в сульфат натрия. Данный продукт должен соответствовать ГОСТ 6318-77 и сможет реализовываться как товарный продукт.

Для поддержания уровня информированности о состоянии окружающей среды предприятием произведен монтаж третьего автоматизированного поста контроля загазованности в черте города Кстово. Цель – мониторинг состояния атмосферного воздуха в городе. Стоимость поста с установкой и подключением 7,0 миллионов рублей. В 2014 году по сравнению с 2013 годом увеличено количество анализов проб атмосферного воздуха: на территории предприятия на 53%; в санитарно-защитной зоне на 18%, в жилой зоне на 20%.

Необходимо отметить, что руководство предприятия и Компании понимают, что ввод в эксплуатацию новых мощностей не должен приводить к увеличению экологической нагрузке. И разработанная Программа экологической безопасности направлена, прежде всего, на то, чтобы при вводе новых объектов качество окружающей среды  не ухудшилось.

  1. В рамках мониторинга правоприменения Закон области был рассмотрен опыт реализации стимулирующих финансовых механизмов для внедрения воздухоохранных технологий и оборудования. В частности, рассмотрен опыт направления средств налога на имущество организаций (в части имущества природоохранного оборудования) на модернизацию действующего или приобретение нового природоохранного оборудования.

На протяжении последних трех лет только 5 предприятий воспользовались данным механизмом господдержки. Причем в 2014 году ОАО "Волга" не воспользовалось данной возможностью. Таким образом, в 2014 году льготу использовали следующие предприятия:

ОАО "Транспневматика"- общая стоимость введенных в эксплуатацию средств природоохранного назначения составляет 4117,36 тыс. руб. Из них на охрану атмосферного воздуха приходится 482,79 тыс. руб. Балансовая стоимость природоохранных средств – 58771,78 тыс. руб., в части атмосферного воздуха – 18632,05 тыс. руб.

ОАО "ПАЗ" - общая стоимость введенных в эксплуатацию средств природоохранного назначения составляет 16744,15 тыс. руб. Из них на охрану атмосферного воздуха приходится 450,493 тыс. руб. Остаточная стоимость природоохранных средств – 62505,656 тыс. руб., в части атмосферного воздуха – 883,263 тыс. руб.

ОАО "Оргсинтез" - общая стоимость введенных в эксплуатацию средств природоохранного назначения составляет 0 тыс. руб. Балансовая стоимость природоохранных средств – 1410,425 тыс. руб., в части атмосферного воздуха – 563,759 тыс. руб.

ОАО "ГАЗ" - общая стоимость введенных в эксплуатацию средств природоохранного назначения составляет 8876,948 тыс. руб. Из них на охрану атмосферного воздуха приходится 4616,071 тыс. руб. Балансовая стоимость природоохранных средств – 292600,943 тыс. руб., в части атмосферного воздуха – 41540,956 тыс. руб.

  1. Также был проведен анализ законодательства субъектов Российской Федерации в данной сфере и рассмотрен мировой опыт правового регулирования данных правоотношений.

 

Анализ законодательств субъектов Российской Федерации показал, что в части регионов по аналогии с Нижегородской областью приняты законы об охране атмосферного воздуха (Томская, Орловская, Новгородская области, Краснодарский, Ставропольский край). При этом часть регионов осуществляют правовое регулирование в области охраны атмосферного воздуха в рамках базовых законов об охране окружающей среды (например, республики Татарстан и Северная Осетия-Алания).

По результатам анализа законодательства субъектов Российской Федерации в сфере охраны атмосферного воздуха выявлены следующие нормы, отсутствующие в законодательстве Нижегородской области, в которых урегулированы следующие вопросы:

- конкретные виды деятельности в сфере охраны атмосферного воздуха (например, внедрение наилучших доступных технологий в целях снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, производство альтернативных видов топлива) в целях стимулирования и государственной поддержки (Республика Бурятия);

-порядок определения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (Томская область);

- порядок введения ограничений на передвижение транспортных средств в населенных пунктах, местах отдыха и туризма, на особо охраняемых территориях в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (Липецкая область);

 

Анализ зарубежного законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, проведенный Информационно-аналитическим управлением Законодательного Собрания области, позволил выявить отдельные особенности правового регулирования некоторых государств.

США

К числу действующих источников американского экологического права можно отнести в т.ч. Закон о чистом воздухе (1955 г.) В соответствии с законом в 1971 г. в стране были введены в действие стандарты по ограничению выбросов в атмосферу сернистых и азотистых соединений при сжигании органического топлива. В 1977 г. Конгресс США внес поправки в указанный закон, разделяющий все тепловые электрические станции (ТЭС) США на две категории: построенные до 1978 г., не имеющие сколько-нибудь значительных устройств по контролю за вредными выбросами в атмосферу, и построенные после 1978 г., оборудованные установками серогазоочистки.

За последние годы в США принят целый ряд законодательных актов, направленных на обеспечение долгосрочной энергообеспеченности и улучшения экологической обстановки в городах и населенных пунктах страны. В их числе законы «Об альтернативном моторном топливе», «О чистом воздухе», «Об энергетической политике» и др. Помимо федеральных законов и государственных программ в США широко практикуется принятие законодательных актов в отдельных штатах.

В законе США о чистом воздухе правило контроля определено как замеры природоохранным органом в регламентируемых реципиентных точках, которые усредняются во времени. Каждый штат обязан выяснить, какие предприятия воздействуют на качество воздуха, и уведомить об этом природоохранный орган. В 1990 г. в США принят усовершенствованный Акт о чистом воздухе. Согласно этому Акту, например, электростанции обязаны ежегодно сокращать выбросы SO2 на 10 млн. т. До 1995 г. уменьшение должно составить 2,5 фунта на миллион Британских тепловых единиц, а с 1995 по 2000 г. – 1,2 фунта. Для источников, допускающих выбросы сверх приобретенных прав, штраф составляет порядка 2 тыс. дол./т год. Единица прав на выброс разрешает владельцу осуществить выброс 50 т SO2 в год или 2 тыс. т SO2 за 25 лет. Частные производители энергии могут покупать права на выброс SO2 за 1,5 тыс. дол. за 1 т в год.

Для каждого источника, сжигающего минеральное сырье, государством определяется фиксированное число прав на выброс. Например, в апреле 1993 г. Агентство по охране окружающей среды США (ЭПА) провело первый ежегодный аукцион по продаже разрешений на выбросы SO2 и заработало 21 млн. дол. Всего было распродано 150 тыс. прав на выбросы SO2 по средней цене 150 дол. Угольные электростанции скупили 95% выпущенных разрешений. Каждое разрешение дает право его владельцу на выброс 1 т SO2 из дымовых труб угольных котлов. Из 150 тыс. разрешений 50 тыс. было продано с правом использования их с 1995 г., а 100 тыс. шт. – только с 2000 г.

Федеральные и «штатные» законодательные акты направлены, помимо промышленного в 1998 году вступил в силу закон по предупреждению загрязнения воздуха, принятый с целью дать возможность автопромышленности адаптироваться к новым требованиям, по выпуску электромобилей (со все возрастающей их долей в общем числе) и автомобилей на газовом топливе, с одновременным установлением индикативных показателей по снижению доли бензиновых автомобилей. Изготовление автомобилей всех типов, использующих «чистые» виды топлива, в 2006 г. было предусмотрено на уровне 60-70% от общего объема их производства.

Экономические меры включают в себя как штрафы за эксплуатацию «грязных» автомобилей, так и существенные финансовые поощрения (дотации, низкопроцентные ссуды, отсрочки в платежах, налоговые льготы и т. п.) при использовании автомобилей, двигатели которых работают на природном газе, метаноле, этаноле и других экологически чистых видах топлива.

В США постоянно разрабатываются и реализуются федеральные и «штатные» программы, такие как «Автомобили на природном газе, перспективы в свете национальной безопасности», «Автопарк чистого города» (для 21 города с населением свыше 250 тыс. человек), «Мало загрязняющее атмосферу топливо» и др., при этом финансирование программ осуществляется как из бюджета государства и штатов, так и из средств негосударственных целевых фондов.

ФРГ

В ФРГ реализация природоохранной политики сопровождается принятием целого ряда экономических и финансовых мер налоговых стимулов, программ льготного кредитования, субсидий на капитальные вложения. В части охраны атмосферного воздуха существует «положение о компенсации», которое охватывает все существующие источники выбросов загрязняющих веществ, и предоставляет компаниям большую свободу выбора в отношении методов и средств соблюдения установленных норм чистоты воздуха. Компании, расположенные в одной местности, вынуждены в совокупности обеспечивать соблюдение требований в отношении качества воздуха в данной местности. В этих целях они могут объединить свои усилия по снижению уровня выбросов до установленных норм.

Дания

В Дании законодательство в форме закона 1984 г. о кислотных дождях предусматривает уменьшение выбросов диоксида серы. В 1989 г. этот закон был расширен включением оксидов азота. Помимо общегосударственных законов правовая база предполагает различные указы, постановления и приказы по охране среды, которые принимают и издают местные органы власти в пределах своей компетенции с учетом конкретных условий отдельных районов страны. Экологическая администрация представляет структуру органов управления природопользованием, состоящую из сети национальных научно-исследовательских организаций, службы планирования, проектирования, координации и контроля всех видов деятельности по охране природы.

Административное регулирование качества окружающей среды предусматривает установление стандартов и нормативов (предельных и текущих) на выбросы загрязняющих веществ, установление соглашений между местными органами власти и предприятиями, а также санкции за нарушение нормативов, правил и законов со стороны органов управления и частных лиц, пострадавших от загрязнения.

Япония

В Японии в 1964 г. был принят и утвержден Основной закон о борьбе с загрязнением окружающей среды, который послужил юридической и методологической базой для создания целой системы законов по окружающей среде.

Применяемые в природоохранной практике экологические нормативы по степени жесткости подразделяются на два типа. Первый – целевые, или желательные, стандарты и нормы. Они близки к нашим показателям предельно допустимых концентраций и предельно допустимых выбросов и определяются на основе критерия безопасности для человека и природы. Второй тип – применяемые в практике экологического контроля текущие нормативы. Они принимаются на определенный срок на основе расчета необхо­димых затрат и предусматривают поэтапное сокращение масштабов загрязнения.

Выполнение этих нормативов, как правило, требует от компаний крупных единовременных расходов на установку очистного оборудования. Так, в середине 1970-х гг., когда вводились новые нормативы качества воздуха, соответствующие расходы в теплоэнергетике достигали в отдельные годы 30% всех капиталовложений. Поэтому при ужесточении экологических нормативов правительство всегда оказывало компаниям финансовую помощь, с тем, чтобы не допустить осложнения их экономического положения.

Австрия

В Австрии промышленным предприятиям на осуществление экологических мероприятий, в том числе по очистке воздушной среды, оказывается финансовая помощь – в основном в форме займов под небольшие проценты на период в 10 лет (в исключительных случаях – на 15 лет). Такая процентная ставка представляет собой самый высокий уровень субсидирования стоимости кредита правительством.

 

Основные итоги проведения мониторинга Закона:

1. В целях совершенствования законодательства Нижегородской области планируется подготовить и внести на рассмотрение Законодательного Собрания проект постановления Законодательного Собрания области "О результатах мониторинга правоприменения Закона Нижегородской области "Об охране атмосферного воздуха в Нижегородской области";

2. Подготовлен отчет о результатах мониторинга Закона Нижегородской области "Об охране атмосферного воздуха в Нижегородской области".

3. Выработаны рекомендации Правительству области, органам местного самоуправления и уполномоченным территориальным органам федеральных органов исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, направленные на совершенствование работы в области охраны атмосферного воздуха.

Рекомендации Правительству Нижегородской области:

1)               разработать, принять и реализовывать государственную программу Нижегородской области (подпрограмму в рамках государственной программы "Охрана окружающей среды Нижегородской области") в области охраны атмосферного воздуха;

2)                совместно с Департаментом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Приволжскому федеральному округу», департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования  определить порядок проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в городских и иных поселениях Нижегородской области, в том числе подготовки и передачи соответствующих прогнозов;

3)               используя опыт департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы и других субъектов Российской Федерации разработать и внедрить систему автоматизированного контроля за загрязнением атмосферного воздуха в крупных городах Нижегородской области;

4)               рассмотреть возможность введения дополнительных экологических требований охраны атмосферного воздуха, ограничений использования нефтепродуктов и других видов топлива;

5)                установить целевые показатели объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на территории Нижегородской области и сроков их снижения;

6)                рассмотреть вопрос о применении мер экономического стимулирования реализации проектов по модернизации технологий и оборудования с целью повышения экологической эффективности  производства и внедрения систем автоматизированного контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников;

7)               информировать население о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении программ улучшения качества атмосферного воздуха и соответствующих мероприятий, в том числе путем оперативного и регулярного размещения информации на официальном сайте министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Рекомендация органам местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области: совместно с промышленными предприятиями принимать меры по разработке единых проектов организации санитарно-защитной зоны промышленных предприятий, находящихся в границах промышленных кластеров.



© 2022 Законодательное Собрание Нижегородской области