План на неделю >>
Ваше мнение

Какие возможности создаст система распределения выпускников?

На это вопрос уже ответили посетителей.
Вы можете посмотреть результаты.

интернет конференция

Здесь вы можете обсудить принятые законопроекты, выразить свое мнение, получить комментарий.

ПОДРОБНЕЕ>>
Гостевая книга
Органы местного самоуправления

Ассоциация представительных органов







Научно-консультативный совет

Благотворительный совет нижегородской области





Портал государственной службы

Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Общественное обсуждение проекта плана мероприятий Законодательного Собрания Нижегородской области по противодействию коррупции на 2018-2020 годы


http://www.zsno.ru

603082, Нижний Новгород, Кремль, корп. 2



Мониторинг Закона Нижегородской области от 6 июля 2012 года № 88-З "О профилактике правонарушений в Нижегородской области

Скачать Результаты мониторинга

Скачать Приложение 1

Скачать Приложение 2

Скачать Приложение 3

О  РЕЗУЛЬТАТАХ  МОНИТОРИНГА ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ  Закона Нижегородской области  от 6 июля 2012 года  88-З "О профилактике правонарушений в Нижегородской области" 

В соответствии с постановлениями Законодательного Собрания области от 17 декабря 2013 года № 1163-V "О плане мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Нижегородской области, принятых Законодательным Собранием Нижегородской области, на I полугодие 2014 года", от 26 июня 2014 года № 1384-V "О плане мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Нижегородской области, принятых Законодательным Собранием Нижегородской области, на II полугодие 2014 года", комитет Законодательного Собрания  по вопросам государственной власти области и местного самоуправления провел мониторинг Закона Нижегородской области от 6 июля 2012 года № 88-З "О профилактике правонарушений в Нижегородской области" (далее также – Закон области № 88-З).

1. Цель проведения мониторинга – анализ практики реализации Закона области от 6 июля 2012 года № 88-З "О профилактике правонарушений в Нижегородской области" (в части профилактики правонарушений        в сфере семейно-бытовых отношений) и предложений по его совершенствованию.

2. Задачи мониторинга Закона области:

1. Проведение правовой и антикоррупционной экспертизы Закона области.

2. Проведение анализа реализации Закона области органами государственной власти, органами местного самоуправления и выявление проблем, возникающих при применении норм Закона области.

3. Изучение практики применения органами внутренних дел (полиции) и мировыми судьями в Нижегородской области статьи 2.18 КоАП и реализации Правительством Нижегородской области части 2 статьи 23 Закона Нижегородской области от 6 июля 2012 года 88-З "О профилактике правонарушений в Нижегородской области".

4. Изучение опыта других субъектов РФ по законодательному регулированию вопросов, предусматривающих профилактику правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений и ответственность за данное правонарушение.

5. Выявление причин, препятствующих более эффективной реализации Закона области № 88-З.

6. Выработка рекомендаций для повышения эффективности реализации Закона области № 88-З.

3. Краткая характеристика предмета регулирования Закона Нижегородской области от 6 июля 2012 года № 88-З "О профилактике правонарушений в Нижегородской области", правовое регулирование отношений в сфере профилактики правонарушений в Нижегородской области.

Семейно-бытовые конфликты относятся к числу сложных и неоднозначных социальных проблем, так как отсутствуют действенные меры для их профилактики. Большая часть насильственных преступлений в семье рассматривается окружающими как сугубо личное дело, поэтому многие факты не предаются огласке, не смотря на высокий уровень количества бытовых преступлений. 

Лица, погибшие или получившие телесные повреждения в результате внутрисемейных конфликтов, прочно занимают первое место среди различных категорий потерпевших от насильственных преступлений. Наиболее распространенными бытовыми преступлениями являются умышленное причинение легкого вреда здоровью или побоев. Данные преступления относятся к категории дел частного обвинения, то есть необходимо обращения потерпевшего с заявлением в полицию. Однако зачастую после подачи такого заявления им становится жалко своих обидчиков, и виновное лицо избегает уголовной ответственности в связи с примирением сторон. Такие преступления опасны еще и тем, что потерпевшими от насильственных проявлений, как правило, являются дети, престарелые люди, инвалиды, женщины, то есть те граждане, которые не способные защитить себя вследствие зависимого положения в семье.

Ежегодно около 13 тысяч женщин погибает от рук мужей или других близких и три тысячи женщин убивают своих мужей или партнеров, причем в подавляющем большинстве подобных случаев женщина подвергалась систематическим избиениям и насилию. Ежегодно в семьях России около двух миллионов детей подвергаются самым разнообразным формам насилия. Кроме того, криминологические исследования МВД подтверждают, что вообще значительная часть нынешних преступников подвергалось в детстве жестокому обращению в семье.

В пояснительной записке к проекту Федерального закона № 545442-6 "О внесении изменения в статью 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" отражено, что по статистике, преступления, совершаемые на бытовой почве (хулиганство, побои, изнасилование, убийство), составляют 60-70 процентов от общего числа всех преступлений. Бороться с ними очень сложно, поскольку более половины бытовых преступлений граждане совершают, находясь в нетрезвом состоянии, когда человек с трудом контролирует свои эмоции и не думает о последствиях. Таким образом, простой семейный скандал или ссора могут привести порой к самым катастрофическим результатам.

Анализ правоприменительной практики МВД России свидетельствует о значительном распространении преступлений, совершенных в жилом секторе. В 2012 году в Российской Федерации на бытовой почве совершено 113 629 преступлений, из них 3 343 убийств, 10 401 умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, 10 928 умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью. За 9 месяцев 2013 года число таких преступлений составило 87 888, в числе которых убийств – 1 899, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью – 6 451, умышленного причинения средней тяжести вреда здоровью – 7 946.

Так же остается актуальной проблема предупреждения преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних их родителями или иными законными представителями, а также другими лицами, фактически проживающими совместно с потерпевшими.

За последние пять лет их доля возросла до трети от общего количества преступлений этой категории, совершенных в Российской Федерации. Значительно (на 23,7%) возросло число несовершеннолетних, ставших жертвами собственных родителей, на 32,3% увеличилось количество убийств матерью новорожденного ребенка.

В настоящее время законы об административных правонарушениях некоторых субъектов Российской Федерации предусматривают административную ответственность за правонарушения в семейно-бытовой сфере, в том числе за совершение «семейно-бытового дебоширства», «бытового дебоширства» или «нарушение прав членов семьи». Так, сотрудниками органов внутренних дел в республиках Алтай, Башкортостан, Бурятия, Мордовия, Чувашской Республике, Архангельской, Ивановской, Калужской, Кировской, Костромской, Мурманской, Нижегородской
и Пензенской областях ежегодно пресекается в среднем порядка 5 тысяч административных правонарушений данной категории. Привлечение лиц
к административной ответственности за семейно-бытовое дебоширство позволило в данных субъектах Российской Федерации снизить количество преступлений против личности, совершенных в семейно-бытовой сфере.

Например, за 9 месяцев 2013 года число убийств, совершенных
на бытовой почве, в Ивановской области снизилось на 36,8 %, в республиках Бурятия и Башкортостан на 27,9 % и 18,2 % соответственно, в Мурманской области – на 8,3 %.

В целом работа по совершенствованию системы административной ответственности идет не только на федеральном уровне, но и на региональном. Так, например, с 1 января 2014 года вступил в силу закон «Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Московской области», направленный в первую очередь как раз против семейных дебошей, которые могут привести к более серьезным правонарушениям и преступлениям. В некоторых субъектах РФ (например, Калужская область) на региональном уровне в кодексы об административных правонарушениях субъекта РФ введена статья «Нарушение условий проживания в семье». Проекты законов «О профилактике насилия в семье» и «О социально-психологической помощи лицам, подвергшимся насилию в семье» были разработаны парламентариями Башкортостана. Однако  развитие регионального законодательства сдерживает отсутствие федерального закона. Учитывая актуальность проблемы, Комитетом Государственной Думы по охране здоровья по инициативе Салии Мурзабаевой 20 сентября 2012 года было проведено заседание «круглого стола» на тему: «Влияние насилия на здоровье женщин и детей». Резолюцией по итогам слушаний было рекомендовано Правительству РФ разработать и внести в Госдуму проект федерального закона о предупреждении и профилактике семейно-бытового насилия.

Можно отметить, что в российском законодательстве, криминологической и уголовно-правовой науке отсутствует разработанные единые понятия «бытового правонарушения», «бытового преступления» и «бытовой преступности». Остается не урегулированным на федеральном уровне ряд вопросов, касающихся профилактики бытовой преступности и социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

На законодательном уровне до сих пор (что должно регулироваться федеральным законодательством) не закреплено право главы региона создавать муниципальную полицию, которая по своей сути может стать (ввиду территориальной «привязки», тесного взаимодействия с гражданами, проживающими на территории муниципального образования) более эффективным механизмом воздействия на потенциальных и реальных правонарушителей в сфере семейно-бытовых правонарушений. Отсутствует нормативно-правовое закрепление статуса муниципальных органов охраны правопорядка, общественных формирований правоохранительной направленности. В ряде регионов в связи с принятием ФЗ «О полиции» приостановлена либо ликвидирована деятельность некоторых милицейских подразделений, активно проводивших профилактику правонарушений в сфере быта, в т.ч. экологической милиции, семейных и школьных инспекторов милиции. Это связано с тем, что указанные подразделения не предусмотрены "полицейским" законодательством. Устранить пробелы и недоработки нормативно-правового регулирования, в котором имеется значительная потребность, мог бы закон «О муниципальной полиции» федерального уровня. Однако он до настоящего времени не принят.

Острой проблемой остается фактическое отсутствие нормативно-закрепленных механизмов профилактической работы и тактических форм деятельности полицейских служб и подразделений с семейными дебоширами и лицами, злоупотребляющими спиртными напитками и наркотическими препаратами.

В Нижегородской области, несмотря на отсутствие федерального закона в сфере профилактики правонарушений, был принят  Закон Нижегородской области от 06.07.2012  №88-З "О профилактике правонарушений в Нижегородской области".

Предметом регулирования данного закона являются отношения в сфере профилактики правонарушений в Нижегородской области. Закон определяет принципы и основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики правонарушений в Нижегородской области, а также регулирует отношения органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований в Нижегородской области, организаций и граждан, участвующих в профилактике правонарушений в Нижегородской области

Закон области основан на Конституции Российской Федерации,  общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации,  федеральных конституционных законах, Федеральном законе  от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", других федеральных законах, иных нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, законах и иных нормативных правовых актах Нижегородской области и нормативных правовых актах органов местного самоуправления, регулирующих вопросы в сфере профилактики правонарушений.

Профилактику правонарушений     в сфере семейно-бытовых отношений  в Законе области № 88-З регулирует статья 23:

 Профилактика правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений:

1. Субъекты системы профилактики правонарушений всесторонне способствуют укреплению семьи.

Создание конфликтных ситуаций в семейно-бытовых отношениях, выраженных в совершении действий, нарушающих спокойствие граждан в месте их проживания (пребывания), а также в неуважении к окружающим, в том числе к члену (членам) семьи, в унижении их человеческого достоинства, в оскорбительном поведении, сопровождаемом нецензурной бранью, не допускается.

2. Для оказания социально-психологической и социально-правовой помощи семье, предотвращения конфликтов в семье, помощи жертвам семейного насилия в Нижегородской области создаются кризисные центры, телефоны доверия и другие службы социально-психологической реабилитации и правовой помощи.

4. Информация о проведенной комитетом Законодательного Собрания по вопросам государственной власти области и местного самоуправления работе  мониторинга, источники, объем и содержание полученной информации.

В целях проведения мониторинга были проведены два рабочих совещания (июнь 2014, январь 2015), в которых участвовали депутаты Законодательного Собрания, представители государственно-правового управления аппарата Законодательного Собрания, комитета Законодательного Собрания по социальным вопросам, Правительства области, прокуратуры области, Главного управления МВД РФ по Нижегородской области, администрации г.Нижнего Новгорода, Научно-консультативного совета при Законодательном Собрании.

В рамках мониторинга комитетом Законодательного Собрания по вопросам государственной власти области и местного самоуправления была изучена практика применения мировыми судьями Нижегородской области нормы статьи 2.18 КоАП Нижегородской области.

Информационно-аналитическим управлением аппарата Законодательного Собрания представлена информация  о нормативно-правовых актах и отдельных нормах, предусматривающих профилактику правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений и ответственность за данное правонарушение 22 субъектов Российской Федерации.

В рамках мониторинга проведена юридическая экспертиза Закона области № 88-З государственно-правовым управлением аппарата Законодательного Собрания.

Рассмотрена информация о реализации Правительством Нижегородской области  части 2 статьи 23 Закона Нижегородской области от 6 июля 2012 года № 88-З "О профилактике правонарушений в Нижегородской области".

В ходе мониторинга исследована информация о практике применения положений Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях за 2012-2014 годы, представленная Главным управлением МВД РФ по Нижегородской области.

Рассмотрены проекты  Федеральных законов № 421465-6 "Об основах системы профилактики правонарушений", № 545442-6 "О внесении изменения в статью 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Комитет Законодательного Собрания по вопросам государственной власти области и местного самоуправления в рамках парламентских дней Законодательного Собрания, проходящих в районах Нижегородской области, участвовал в обсуждении  вопросов и проблем, возникающих в работе участковых уполномоченных полиции по реализации нормы статьи 2.18 КоАП Нижегородской области в рамках Закона области 88-З. 

4.1. Информация  о нормативно-правовых актах и отдельных нормах, предусматривающих профилактику правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений и ответственность за данное правонарушение  в субъектах Российской Федерации, международный опыт.

Информационно-аналитическим управлением аппарата Законодательного Собрания представлена информация  о нормативно-правовых актах и отдельных нормах, предусматривающих профилактику правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений и ответственность за данное правонарушение 22 субъектов Российской Федерации (приложение 1). 

Нормативно-правовая база Нижегородской области, предусматривающая профилактику правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений и ответственность за данное правонарушение, принципиально не отличается от опыта  других субъектов. Сопоставительный анализ подтверждает, что назрела острая необходимость в  создании системы профилактики правонарушений в Российской Федерации, объединяющей действующие региональные системы профилактики правонарушений.

В настоящее время в субъектах Российской Федерации действуют региональные системы профилактики правонарушений на основе базовой модели комплексной профилактики правонарушений, разработанной МВД России и одобренной Государственным советом Российской Федерации. Их деятельность урегулирована более чем 130 законами субъектов Российской Федерации в области профилактики правонарушений и осуществляется на основе комплексных целевых программ по профилактике правонарушений.

В 2012 году профинансировано 4547 региональных и местных
программ профилактики правонарушений на общую сумму 17,5 млрд. рублей.  В I квартале 2013 г. на ресурсное обеспечение программ выделено 3,31 млрд. руб. из бюджетов субъектов Российской Федерации и 1,47 млрд. руб. из местных бюджетов.

В программах профилактики правонарушений отражены важнейшие направления превентивной деятельности с учетом местной специфики. Основное внимание уделяется профилактике правонарушений несовершеннолетних, ранее судимых лиц, граждан, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, подверженных наркотической зависимости, алкоголизму, нуждающихся в социальной адаптации.

Сегодня практически завершен организационный этап формирования системы профилактики правонарушений.

Вместе с тем в ряде субъектов Российской Федерации законы, регламентирующие профилактику правонарушений, не приняты ввиду отсутствия федерального закона об основах системы профилактики правонарушений, а в тех субъектах, где они приняты по инициативе законодательных органов, отсутствуют единообразие и системность правового обеспечения профилактической деятельности.

Что касается мировой практики, касающейся профилактики правонарушений, то в настоящее время в 89 государствах мира действуют законодательные положения о бытовом насилии, 60 из этих государств приняли специальные законы против домашнего насилия; 7 – против насилия в отношении женщин. На постсоветском пространстве, такие законы были приняты в Казахстане, Кыргызстане, Молдове, Грузии, Азербайджане, Украине. В результате, как показывает практика, количество случаев насилия в семье в этих странах уменьшилось на 20-30%.

В США с 1997 г. в департаменте полиции Лос-Анжелеса учрежден отдел по борьбе с домашним насилием. В полиции Великобритании введена специализированная должность офицера по расследованию случаев домашнего насилия.

В Индии и Бразилии созданы и функционируют так называемые женские полицейские станции, деятельность которых направлена на предотвращение семейного насилия и других правонарушений в семье.

В Швейцарии полиция разработала базу данных, называемую «Тревожный звонок», информация из которой используется офицерами полиции в отношении расследования дел о домашнем насилии, включая информацию о «жертве, предыдущих случаях насилия, возможных подозреваемых, а также о принятых ранее мерах безопасности».

В МВД Республики Казахстан действуют специализированные подразделения по защите женщин от насилия, реализующие свои полномочия, помимо прочего, и в семейно-бытовой сфере.

В целом, анализ показывает, что в полиции ряда зарубежных стран осуществляется не связанная непосредственно с криминальными ситуациями функция социального обслуживания населения. Реализация этой нетрадиционной для полиции функции базируется на признании той реальности, что у государства, как правило, не имеется каких-либо других органов, кроме полиции, которые в течение всех 24 часов в сутки могли бы реагировать на возникающие у людей проблемы, требующие принятия неотложных мер. Социальная помощь населению со стороны полиции многообразна и зависит от ментальности народа, сложившихся традиций в конкретном государстве и целого ряда других факторов.

В законах о полиции большинства зарубежных стран специальные разделы о пределах вмешательства полиции в семейные отношения отсутствуют, но закреплены отдельные нормы, определяющие пределы вмешательства полиции в личную жизнь граждан в процессе реализации возложенных полномочий. Например, ст. 8 Закона о полиции Королевства Швеции предусматривает, что при исполнении своих служебных обязанностей полицейский при соответствующем соблюдении положений законов и других законодательных документов должен вмешиваться в действия других таким образом, чтобы это могло быть оправдано целями вмешательства и иными обстоятельствами. Если полицейскому приходится применять силу, то форма и степень ее применения должны быть соразмерны требуемому результату.

4.2. Итоги мониторинга применения статьи 2.18 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, представленные Главным управлением МВД РФ по Нижегородской области и мировыми судьями Нижегородской области.

В целях реализации Закона области № 88-З, Законом области от 06 июля 2012 года № 89-З Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях был дополнен статьей 2.18. В  2013 году данная статья была дополнена частью 2 (Закон области от 03.04.2013 года № 41-З).

Статья 2.18. Создание конфликтных ситуаций в семейно-бытовых отношениях.

1. Создание конфликтных ситуаций в семейно-бытовых отношениях, выраженных в совершении действий, нарушающих спокойствие граждан в месте их проживания (пребывания), а также в неуважении к окружающим, в том числе к члену (членам) семьи, в унижении их человеческого достоинства, в оскорбительном поведении, сопровождаемом нецензурной бранью, если эти деяния не содержат признаков правонарушений, ответственность за совершение которых установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Полномочиями по составлению протоколов по данной статье наделены должностные лица органов внутренних дел (полиции), по рассмотрению дел – мировые судьи.

 

В ходе мониторинга исследована информация Главного управления МВД РФ по Нижегородской области по предупреждению преступлений, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений за 2012-2014 г.г.

В значительной степени эти преступления являются следствием бытового хулиганства, конфликтов между знакомыми и родственниками, совершенных на почве пьянства.  Основными мотивами остаются помимо хулиганских побуждений, ревность, злоба, зависть и другие лично-бытовые неприязненные отношения.  Поводом служат ссоры, скандалы, драки на почве семейных неурядиц, жилищно-бытовой неустроенности.

В целях предупреждения совершения данных преступлений, проводится комплекс профилактических мероприятий по месту жительства, в первую очередь  с лицами, состоящими на различных видах профилактических учетах.

В настоящее время органами внутренних дел осуществляется комплекс индивидуально-предупредительных мероприятий в отношении более 138 тысяч лиц, состоящими на различных видах профилактических и списочных учетах органов внутренних дел. В том числе 19311 ранее судимыми,  8449 осужденными к мерам наказания не связанным с лишением свободы, 1210 условно-досрочно освобожденными, 2164 состоящими под административным надзором, 5953 подпадающими под действие административного надзора, 3497 совершившими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений и представляющих опасность для окружающих, 4184 больных наркоманией, 8542 больных алкоголизмом и другие.

В настоящее время на территории области проводятся плановые профилактические мероприятия по отработке жилого сектора (профилактического обхода участковым уполномоченным полиции закрепленного административного участка), в целях укрепления доверия населения, повышения эффективности профилактических мероприятий, проводимых в жилом секторе, в том числе профилактике семейно-бытовых конфликтов, выявления преступлений двойной превенции.

По итогам 12 месяцев 2014 года на территории Нижегородской области в сфере семейно-бытовых отношений совершено 2269 преступлений, что на 7,3%  меньше аналогичного периода прошлого года (аппг – 2450, - 181).

Однако, отмечается рост тяжких и особо тяжких преступлений совершенных на бытовой почве на 23,2%  со 208 до 271 (+63).

Одной из форм предупреждения преступлений,  совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений является применение мер административного воздействия.

По инициативе ГУ МВД и при поддержке прокуратуры области в 2012 году Законодательным Собраний Нижегородской области принят Закон Нижегородской области от 06.07.2012 № 89-3 «О внесении изменений в Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях», который устанавливает административную ответственность за создание конфликтных ситуаций в семье.

         После введения статьи 2.18 КоАП НО, в 2012 году сотрудниками ОВД было выявлено 1868 административных правонарушений. Но с увеличением практики применения, в 2013 их количество резко возросло до 7935. Из этого можно сделать вывод об актуальности данной статьи и её своевременности. Она сразу начала активно  применяться (приложение 2).

В 2014 году произошло резкое снижение - к административной ответственности по данной статье привлечено  - 5859 (аппг - 7935)  правонарушителей (на 26% меньше).

В настоящее время существует трудность по применению данной статьи. В ГУ МВД России по Нижегородской области из МВД России поступила информация от 01.08.2014 № 1/4413 об исключении полномочий сотрудников полиции по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных региональным законодательством, в связи с вступлением в силу с 22 июля 2014 года Федерального закона от 21.07.2014 №247-ФЗ «О внесении изменений в статью 28.3 КоАП РФ».

Согласно указанным изменениям статья 28.3 КоАП РФ дополнена абзацем следующего содержания: "Протоколы об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) в случае, если передача этих полномочий предусматривается соглашениями между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий".

ГУ МВД России по Нижегородской области подготовлен проект Соглашения и направлен на согласование в МВД России.

При разрешении ситуации сотрудники полиции, вновь смогут воспользоваться данной статьей как предупредительной мерой в сфере семейно-бытовых конфликтов и профилактике тяжких и особо тяжких преступлений совершенных на бытовой почве.

Также в рамках мониторинга комитетом Законодательного Собрания по вопросам государственной власти области и местного самоуправления впервые была изучена практика применения судами нормы статьи 2.18 КоАП Нижегородской области и был выявлен факт того, что данная норма уверенно применяется и работает (приложение 3).

В 2013 году по части 1 статье 2.18 КоАП Нижегородской области за создание конфликтных ситуаций в семейно-бытовых отношениях, выраженных в совершении действий, нарушающих спокойствие граждан в месте их проживания (пребывания), а также в неуважении к окружающим, в том числе к члену (членам) семьи, в унижении их человеческого достоинства, в оскорбительном поведении, сопровождаемом нецензурной бранью, если эти деяния не содержат признаков правонарушений, ответственность за совершение которых установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, мировыми судьями Нижегородской области всего было рассмотрено 6637  дел об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, из них вынесено 3704 (55,8%) постановлений о наложении административного взыскания в виде предупреждении, 2185 (32,9%) – о наложении административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Больше всего постановлений о наложении административного взыскания в виде предупреждения мировыми судьями было вынесено в следующих городах и районах Нижегородской области:

 Дзержинский район – 544 (14,7%);

 Московский район г. Н.Новгорода – 451 (12,2%);

 Приокский район г. Н.Новгорода – 341 (9,2%);

 Балахнинский район – 284 (7,7%);

 Автозаводский район г. Н.Новгорода – 264 (7,2%);

 

постановлений о наложении административного взыскания в виде штрафа  на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей в следующих городах и районах Нижегородской области:

Автозаводский район г. Н.Новгорода – 304 (13,9%);

Дзержинский район – 257 (11,8%);

Советский район г. Н.Новгорода – 169 (7,3%);

Нижегородский район г. Н.Новгорода –147 (6,7%);

Шахунский район –118 (5,4%).

В целом мировыми судьями Нижегородской области по части 1 статьи 2.18 КоАП Нижегородской области было рассмотрено 5889 (88,7%) дел.

В соответствии с численностью населения в Нижегородской области средне областной коэффициент правонарушений составляет 1,8 правонарушений на 1 тыс. человек. Самые высокие показатели выявлены в следующих городах и районах Нижегородской области:   

Тонкинский район – 7,45;

Шатковский район – 5,32;

Шахунский район – 4,55;

Московский район г. Н.Новгорода – 4,46;

Вадский район – 4,43;

Приокский район г. Н.Новгорода – 4,26;

Починковский район – 4,17;

Балахнинский район – 4,08.

 

По части 2 статьи 2.18 КоАП Нижегородской области за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей мировыми судьями Нижегородской области было вынесено 367 постановление (5,5%).

 

Больше всего постановлений о наложении административного взыскания в виде штрафа  на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей было вынесено в следующих районах:

Дзержинский район – 99 (27%);

Московский район г. Н.Новгорода – 58 (15,8%);

Городецкий район – 38 (10,3%);

Балахнинский район – 30 (8,2%);

Советский район г. Н.Новгорода – 23 (6,3%).

Также мировыми судьями Нижегородской области 381 (5,7%) протокол был возвращен (передан по подведомственности /по подсудности).

Статистика позволяет сделать вывод о том, что мировые судьи на практике больше применяют административное наказание в виде предупреждения, учитывая тот факт, что денежный штраф будет оплачиваться из бюджета семьи, а часто не из дохода самого правонарушителя (в виду его отсутствия), а из дохода другого члена семьи, что способствует повышению семейного конфликта с дебоширом и еще больше ухудшает материальное положение семьи в целом. Проведенный анализ еще раз подтверждает необходимость наличия возможности применения к дебоширу иного вида наказания помимо денежного штрафа (привлечение к обязательным работам либо административный арест).

Вместе с тем в соответствии со статей 3.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях  указанные виды административных наказаний могут применяться только на основании Кодекса РФ об административных правонарушениях. Субъектом РФ такие виды санкций не могут быть установлены.  В связи с этим актуальным является наличие нормы, предусматривающей административную ответственность за правонарушения в семейно-бытовой сфере, на федеральном уровне.

 

4.3. Информация о реализации Правительством Нижегородской области  части 2 статьи 23 Закона Нижегородской области от 6 июля 2012 года    № 88-З "О профилактике правонарушений в Нижегородской области"

Правительством Нижегородской области была представлена информация о реализации пункта 2 статьи 23 Закона области 88-З. В рамках реализации данной нормы на территории Нижегородской области уполномоченными органами исполнительной власти осуществляются следующие мероприятия.

В рамках реализации региональной программы "Бесстрашное детство", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 16 февраля 2011 года № 97, в 2011-2013 годах реализован комплекс мер и мероприятий по развитию системы профилактики насилия в отношении несовершеннолетних и оказанию помощи семьям с детьми, пострадавшими от жестокого обращения.

В целях оказания социально-психологической и социально-правовой помощи семье, предотвращения конфликтов в семье, помощи жертвам семейного насилия в Нижегородской области были приняты следующие меры:

- функционирует специализированное стационарное отделение помощи детям - жертвам насилия на базе ГКУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Улыбка" Автозаводского района г. Нижнего Новгорода";

- организована работа специализированной группы экстренной помощи детям-жертвам насилия на базе ГКУ "Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Бригантина";

- организовано прохождение комплексной реабилитации детей, пострадавших от насилия или жестокого обращения, на базе загородного санаторно-оздоровительного учреждения "Областной санаторно-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Золотой колос" Арзамасского района Нижегородской области;

- работает областной ресурсный (методический) центр по проблемам насилия и жестокого обращения в отношении детей на базе ГБУ "Центр социальной помощи семье и детям г. Арзамаса".

На базе 56 государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей Нижегородской области созданы и работают междисциплинарные команды по оказанию помощи детям, пострадавшим от насилия и жестокого обращения, реализуются специальные программы социально-психологической помощи детям - жертвам или свидетелям насилия и членам их семей, проводится профилактическая работа с семьями группы риска.

Развитие сети телефонов доверия

В рамках реализации Соглашения от 6 сентября 2010 года № 35/03/128-П между Правительством Нижегородской области и Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд), министерством социальной политики Нижегородской области с 01 декабря 2010 года обеспечивается деятельность на территории Нижегородской области Детского телефона доверия (далее - ДТД) с единым общероссийским телефонным номером 8-800-2000-122.

Телефон доверия работает на базе четырех учреждений: ГБУ "Областной центр социальной помощи семье и детям "Журавушка", ГБУ "Центр социальной помощи семье и детям г. Арзамаса", ГБУ "Центр социальной помощи семье и детям Городецкого района", ГБУЗ НО "Консультативно-диагностический центр по охране психического здоровья детей и подростков".

В 2013 году на ДТД поступило 28 848 звонков, из них 15 739 детских обращений (55%). До подключения ДТД к общероссийской линии детские обращения составляли не более 15% от общего количества звонков.

В течение 2014 года было принято 1394 звонка. Из них несовершеннолетними было сделано 56,8% звонков, 29,1% совершеннолетними. В 14,1% определить возраст звонивших не представлялось возможным.

В структуре звонков 7,3 % (102) звонка были посвящены вопросам жестокого обращения с ребенком в среде сверстников, вне семьи и в семье.

12,5% - теме детско-родительских отношений.

50% (696) – отношений ребенка со сверстниками.

30,2% (422) – иные звонки (звонки-розыгрыши, звонки-молчания).

Всем позвонившим была оказана консультативная психологическая помощь.

В рамках Программы модернизации в течение  2011-2012 г.г. организованы дополнительно 7 кабинетов социально-психологической помощи на базе ЦРБ области. В конце 2014 года открыты "Телефоны доверия" на базе ГБУЗ НО "Городецкая ЦРБ", ГБУЗ НО "Воротынская ЦРБ", ГБУЗ НО "Павловская ЦРБ".

В 2014 году всего в данные структуры поступило 13905 обращений. В тематике обращения доминируют семейные проблемы, микросоциальные, проблемы детско-родительских отношений, кризисные состояния, невротические расстройства (тревожно-фобические, соматоформные расстройства и др.).

В Нижегородской области разработана и реализуется модель межведомственного взаимодействия по работе с кризисными звонками, поступившими на ДТД. Алгоритм действий, заложенный в данной модели, позволяет создать условия для системной работы по защите прав детей, сообщивших о своих проблемах на ДТД лично или через посредника, если он не возражает против снятия конфиденциальности со своего звонка.

В рамках реализации задач государственной программы "Развитие здравоохранения Нижегородской области до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 26 апреля 2013 года № 274, по развитию инфраструктуры для организации суицидологической помощи населению, в том числе, детям и подросткам планируется создание 8 отделений "Телефона доверия" на базе лечебно-профилактических учреждений (ГБУЗ НО "Городецкая ЦРБ", ГБУЗ НО "Воротынская ЦРБ", ГБУЗ НО "Навашинская ЦРБ", ГБУЗ НО "Лысковская "ЦРБ", ГБУЗ НО "Уренская ЦРБ", ГБУЗ НО "Балахнинская ЦРБ", ГБУЗ НО "Павловская ЦРБ", ГБУЗ НО "Починковская ЦРБ").

Кроме того, на базе государственных бюджетных образовательных учреждений дополнительного образования детей "Центр детского и юношеского туризма и экскурсий Нижегородской области" и "Детский оздоровительно-образовательный центр Нижегородской области "Дети против наркотиков" работают Молодежный Телефон Доверия (далее - МТД) 433-09-69 и телефон экстренной психологической помощи. Также психологическую помощь могут получить родители обучающихся.

МТД работает с мая 2003 года на базе ГБОУ ДОД "Центр детского и юношеского туризма и экскурсий Нижегородской области" ежедневно с 9.00 до 21.00.

Консультанты Молодежного Телефона Доверия оказывают помощь анонимно и бесплатно.

МТД проводит обучение волонтеров - консультантов по образовательной программе "Молодые - молодым" в соответствии с планом министерства образования Нижегородской области.

Консультанты МТД - добровольцы-студенты Нижегородских ВУЗов социальных и психолого-педагогических факультетов и других гуманитарных дисциплин, а также дипломированные психологи.

В 2013 году поступило 6392 звонка, из которых 3130 носили кризисный характер и являлись проблемными.

За 5 месяцев 2014 года на МТД поступило 2615 звонков, 1427 (54,6% от общего числа поступивших обращений) из которых, носили кризисный характер и являлись действительно проблемными.

Звонков, связанных непосредственно с проблемой зависимости,- 322, что составляет 12,3% от общего числа.

Звонки, связанные с проблемами девиантного поведения и жестокого обращения, составляют около 10%.

По категории информационных звонков показатель остается стабильным в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составляет 16,4%, что напрямую связано с регулярно проходящими на МТД горячими линиями.

Звонки родителей по вопросам воспитания детей составили 9,2%.

Звонки по проблемам семейных отношений - 8,2%.

Отмечается рост количества звонков, связанных с проблемами в учебной и профессиональной деятельности, а также проблемами профессионального самоопределения детей (16,5%).

Анализ половозрастных характеристик абонентов МТД за 5 месяцев 2014 года:

 

Пол абонентов

мужской

42,4%

 

 

женский

57,6%

Возраст

14- 19 лет

42,6%

 

 

20 - 30 лет

29,3%

 

 

31 и более лет

28,1%

 

За 5 месяцев 2014 года на телефон экстренной психологической помощи ГБОУ ДООЦ НО "Дети против наркотиков" поступило 875 звонков.

Наибольшее количество звонивших - 306 человек (35 %) - волновали школьные проблемы несовершеннолетних (трудности обучения, формальный подход учителей к своим обязанностям (отказывают в индивидуальной консультации для пояснения пройденного материала), отсутствие дифференцированного подхода к обучающимся начальных классов, "навешивание" ярлыка отстающего, пожелание сменить школу, трудности взаимодействия с классным коллективом, отсутствие мероприятий по созданию и сплочению классного коллектива).

213 (24,4 %) обращений связано с проблемами в эмоционально-волевой сфере (эмоциональная неустойчивость, отсутствие самоконтроля, раздражительность, агрессия, тревожность, в том числе связанная со сдачей ЕГЭ и ГИА).

При проведении консультации специалисты говорили об условиях формирования эмоционального благополучия детей, способах снятия напряжения, раздражения и воспитания стрессовой устойчивости.

175 (20%) человек обратились за информационной поддержкой.

81 (9,2%) обращение посвящено проблеме детско-родительских отношений: непонимание старшего поколения младшим и наоборот, несоблюдение и полное игнорирование правил поведения детьми, полное отвержение родительского контроля.

64 (7,3%) позвонивших, обеспокоены употреблением или подозрением на употребление несовершеннолетними курительных смесей.

36 (4,1%) человек обратились с вопросами взросления несовершеннолетних, чаще всего это проблемы полового созревания, неконтролируемое расширение прав и свобод несовершеннолетнего.

В ходе телефонного консультирования оказывается психологическая поддержка, предлагается очная консультация в ГБОУ ДООЦ НО "Дети против наркотиков".

По итогам консультаций по телефону экстренной психологической помощи на очный прием обратилось 249 человек (вторичное обращение). С ними проведено 137 индивидуальных консультаций, 195 семейных консультаций.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2014 года № 258 утверждена региональная программа "Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Нижегородской области" на 2014 - 2015 годы", получившая грантовое софинансирование Фонда по итогам шестого конкурсного отбора инновационных социальных программ субъектов Российской Федерации в области поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В 2014 году в рамках реализации данной программы запланировано открытие трех комнат дознания на базе учреждений социального обслуживания семьи и детей для апробации и внедрения модели опроса несовершеннолетних и проведения следственных действий, в отношении ребенка, пострадавшего от сексуального насилия. В ноябре 2014 года в г. Нижнем Новгороде открыта первая "кризисная квартира" – убежище для членов семей, пострадавших от домашнего насилия, с их социально-психологическим сопровождением специалистами областного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних "Бригантина" и Нижегородского Женского Кризисного Центра.

В ходе мониторинга рекомендовано органам местного самоуправления изучить данный опыт.

Развитие медико-психологической помощи беременным, находящихся в трудной жизненной ситуации. Организация и дальнейшее развитие сети кризисных центров для беременных и женщин, имеющих младенцев, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В целях реализации проекта "Ты не одна" в 2012 году при участии министерства здравоохранения, министерства социальной политики Нижегородской области и Нижегородской Епархии открыто стационарное отделение кризисного Центра помощи семьи и детям "Быть мамой".

Целью его создания является помощь беременным женщинам и женщинам с маленькими детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Задачами его являются поддержка беременных, оказавшихся в кризисной ситуации; поддержка матерей и младенцев, выпавших по тем или иным причинам из государственной системы социальной защиты; снижение количества социально-обусловленных абортов; способствование социальной реабилитации матерей-одиночек и многодетных матерей.

Также разработан совместный проект при участии министерства здравоохранения, министерства социальной политики Нижегородской области и Фонда святого всехвального апостола Андрея Первозданного и Центром национальной славы "Святость материнства" по вопросам профилактики абортов, сохранения семейных ценностей и профилактики социального сиротства.

Проект адресован женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в связи с беременностью и рождением ребенка.

В рамках этого направления на цикле дистанционного тематического усовершенствования, проводимого Красноярским филиалом фонда "Центр национальной славы" проведено обучение специалистов службы родовспоможения и психологов женских консультаций по вопросам кризисной беременности, что позволило перенять накопленный опыт других регионов и обеспечена учебно-методическая поддержка психологам женских консультаций. Обучено 15 специалистов.

Кроме того организована "служба доверия" на базе ГУЗ НО "Центр охраны здоровья семьи и репродукции". С этой целью в штат учреждения с 2012 года введены 2,0 ставки психолога. В штатное расписание крупных женских консультаций и межрайонных перинатальных центров введены ставки психологов, оказывающих помощь женщинам по вопросам сохранения беременности, профилактики абортов. Продолжена работа по организации кабинетов кризисной беременности на базе межрайонных перинатальных центров и крупных женских консультаций, сформирован организационно-методический отдел на базе ГУЗ НО "Центр охраны здоровья семьи и репродукции", который осуществляет организационно-методическую помощь кабинетам беременности в регионе.

В результате работы, проводимой Правительством Нижегородской области, граждане, нуждающиеся в социально-психологической и социально-правовой помощи, получают в специализированных центрах и по телефонам доверия соответствующие консультации и в случае необходимости для обеспечения их интересов организуются иные мероприятия. Наблюдаемый рост обращений в специализированные центры связан, в том числе, и с доверием граждан к данным организациям, поскольку обратившиеся напрямую получают  квалифицированную помощь.

Таким образом, часть 2 статьи 23 Закона Нижегородской области от 6 июля 2012 года № 88-З "О профилактике правонарушений в Нижегородской области" эффективно реализуется Правительством Нижегородской области в пределах полномочий, что способствует снижению социальной напряженности в сфере семейно-бытовых отношений на территории Нижегородской области.

Так же в августе 2014 года вопрос о ходе реализации Закона области №88-З стал предметом рассмотрения на заседании комиссии по вопросам профилактики правонарушений в Нижегородской области. На данном заседании было решено рекомендовать субъектам профилактики правонарушений Нижегородской области постоянно обеспечивать исполнение Закона, проводить мониторинг правоприменения Закона, рассмотреть вопрос создания при комиссии по профилактике правонарушений в Нижегородской области межведомственной рабочей группы для укрепления взаимодействия  субъектов профилактики  и изучения фактического положения дел в сфере профилактики в муниципальных образованиях области.

4.4. Анализ проектов  Федеральных законов № 421465-6 "Об основах системы профилактики правонарушений", № 545442-6 "О внесении изменения в статью 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Комитетом Законодательного Собрания по вопросам государственной власти области и местного самоуправления рассмотрены проекты  Федеральных законов:

 № 421465-6 "Об основах системы профилактики правонарушений".

Данный законопроект направлен на установление единых правовых основ формирования и функционирования системы профилактики правонарушений в Российской Федерации, определение и разграничение компетенции органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в данной сфере. 

Целью законопроекта является определение в рамочном формате правовых основ формирования и функционирования системы профилактики правонарушений в Российской Федерации, объединяющей действующие региональные системы профилактики правонарушений.

Предметом правового регулирования законопроекта выступают отношения, отнесенные к сфере совместного ведения, которые имеют существенную специфику в различных российских регионах. Вследствие этого рамочный формат обусловлен тем, что федеральное законодательное регулирование основ системы профилактики правонарушений ограничивается лишь общими вопросами организации и функционирования данной системы, так как детализация на федеральном уровне деятельности региональных систем профилактики правонарушений нецелесообразна и недемократична.

Законопроектом предлагается урегулировать деятельность субъектов профилактики правонарушений в целях организации и осуществления общей, специальной и индивидуальной профилактики правонарушений, направленной на выявление причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих их совершению, осуществления мер по их устранению, оказания позитивного профилактического воздействия на объекты профилактики правонарушений.

В настоящее время в субъектах Российской Федерации действуют региональные системы профилактики правонарушений на основе базовой модели комплексной профилактики правонарушений, разработанной МВД России и одобренной Государственным советом Российской Федерации. Их деятельность урегулирована более чем 130 законами субъектов Российской Федерации в области профилактики правонарушений и осуществляется на основе комплексных целевых программ по профилактике правонарушений.

В программах профилактики правонарушений отражены важнейшие направления превентивной деятельности с учетом местной специфики. Основное внимание уделяется профилактике правонарушений несовершеннолетних, ранее судимых лиц, граждан, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, подверженных наркотической зависимости, алкоголизму, нуждающихся в социальной адаптации.

Сегодня практически завершен организационный этап формирования системы профилактики правонарушений.

Вместе с тем в ряде субъектов Российской Федерации законы, регламентирующие профилактику правонарушений, не приняты ввиду отсутствия федерального закона об основах системы профилактики правонарушений, а в тех субъектах, где они приняты по инициативе законодательных органов, - отсутствуют единообразие и системность правового обеспечения профилактической деятельности.

В настоящее время отдельные законодательные акты, принятые на федеральном уровне, содержат ряд положений о профилактике правонарушений. Так, вопросы профилактической деятельности затрагиваются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовным кодексом Российской Федерации, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, федеральными законами "О полиции", "Об оперативно-розыскной деятельности", "О наркотических средствах и психотропных веществах", "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", "О противодействии экстремистской деятельности", "О противодействии терроризму", "О противодействии коррупции" и другими. Однако сугубо профилактическую направленность носит только Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

При этом регулирование отношений в сфере противодействия тем или иным видам преступлений определяет преимущественно порядок осуществления организационно-управленческой, оперативно-розыскной или уголовно-процессуальной, а не профилактической деятельности.

Отсутствие на федеральном уровне отдельного законодательного акта, регулирующего вопросы организации системы профилактики правонарушений, недооценка роли общественных сил в предупреждении преступлений, утрата опоры на граждан обуславливают недостаточный уровень профилактики правонарушений.

Только единая, целенаправленная и скоординированная деятельность всех ведомств и служб, задействованных в противодействии криминальным угрозам, во взаимодействии с иными государственными органами, органами местного самоуправления, предпринимательским сообществом и различными институтами гражданского общества и гражданами может обеспечить необходимое воздействие на складывающуюся криминогенную ситуацию в стране и способствовать ее стабилизации. В решении этой задачи значительную роль должно сыграть правовое обеспечение организации системы профилактики правонарушений в Российской Федерации, предусмотренное законопроектом.

Законопроектом предусматривается формирование единой системы профилактики правонарушений, с разграничением полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере профилактики правонарушений в соответствии с действующим законодательством о разграничении полномочий между уровнями публичной власти.

Помимо уже осуществляемых правоохранительными органами и специальными службами профилактических мероприятий, предлагаемая федеральная система профилактики правонарушений будет направлена на пропаганду позитивных жизненных ценностей, материальную, психологическую и иную адаптационную поддержку лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации или находящимся в социально опасном положении, а также будет предусматривать активную деятельность различных государственных органов по предупреждению правонарушений.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также учитывая, что вопросы общественной безопасности, включающие в себя профилактическую деятельность, находятся согласно статье 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, но при этом в настоящее время законодательством Российской Федерации фактически не регламентированы вопросы разграничения полномочий между уровнями публичной власти в сфере профилактики правонарушений, а действующие региональные законы не дополняют федеральные законы, осуществляют правовое регулирование по соответствующему предмету совместного ведения в целом, необходимо принятие федерального закона об основах системы профилактики правонарушений.

Кроме того, многие инициативы субъектов Российской Федерации по законодательному урегулированию своими нормативными правовыми актами ряда вопросов профилактической работы сдерживаются отсутствием именно федерального законодательства в области формирования системы профилактики правонарушений.

Принятие представленного законопроекта позволит ликвидировать разнородность в реализации этой важной функции государства на всех уровнях системы профилактики правонарушений.

№ 545442-6 "О внесении изменения в статью 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Предметом правового регулирования проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 20.1 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях» является расширение признаков объективной стороны состава административного правонарушения, квалифицируемого как мелкое хулиганство. Законопроект направлен на устранение имеющегося правового пробела, затрудняющего
в настоящее время привлечение к административной ответственности
за действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан
не только в общественных местах, но и в жилых помещениях, в том числе совершаемые на почве семейно-бытовых конфликтов.

Нарушения общественного порядка и спокойствия граждан, имеющие многообразные формы проявления, снижают качество жизни законопослушных граждан, отрицательно влияют на нравственные отношения, воспитание несовершеннолетних, создают нервозную обстановку в местах проживания и нахождения граждан, вызывая у них чувство незащищенности.

Более того, своевременно не пресекаемые нарушения спокойствия
и тишины граждан в форме громкой нецензурной брани, шумного распития спиртных напитков и т.п. зачастую являются предпосылкой к более опасным противоправным проявлениям.

Принимая во внимание, что предупреждение преступлений посредством применения административно-правовых средств является эффективным направлением профилактической деятельности, принятие законопроекта будет способствовать предупреждению их совершения, в том числе в быту.

Предлагается также дополнить санкции проектируемой статьи альтернативным наказанием в виде обязательных работ в целях обеспечения возможности выбора адекватного правового воздействия с учетом характера совершенных противоправных действий, а также оценки личности правонарушителя.

Кроме того, законопроектом предлагается ввести обязательное дополнительное наказание за повторное совершение данного правонарушения, что способно повлиять на рост данного вида правонарушений и послужить сдерживающим фактором, носящим профилактический характер, а в дальнейшем снизить количество правонарушений, в рассматриваемой сфере.

 

5. Информация о выявленных проблемах, связанных с применением нормативного правового акта области:

Нарушения общественного порядка и спокойствия граждан, имеющие многообразные формы проявления, снижают качество жизни законопослушных граждан, отрицательно влияют на нравственные отношения, воспитание несовершеннолетних, создают нервозную обстановку в местах проживания и нахождения граждан, вызывая у них чувство незащищенности.

Более того, своевременно не пресекаемые нарушения спокойствия
и тишины граждан в форме громкой нецензурной брани, шумного распития спиртных напитков и т.п. зачастую являются предпосылкой к более опасным противоправным проявлениям.

Проанализировав в рамках мониторинга Закон области на соответствие федеральному законодательству, можно сделать вывод, что Закон области не противоречит федеральному законодательству, однако отдельные нормы Закона области в настоящее время создают трудности в правоприменительной практике.

В частности, статья 23 Закона области регулирует  систему  профилактики правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений.

Создание конфликтных ситуаций в семейно-бытовых отношениях, выраженных в совершении действий, нарушающих спокойствие граждан в месте их проживания (пребывания), а также в неуважении к окружающим, в том числе к члену (членам) семьи, в унижении их человеческого достоинства, в оскорбительном поведении, сопровождаемом нецензурной бранью, не допускается.

За нарушение указанных требований в соответствии со статьей 39 Закона области предусмотрена административная ответственность в соответствии с Кодексом Нижегородской области об административных правонарушениях.

Статьей 2.18 КоАП области  установлена административная ответственность  в виде штрафа  за создание конфликтных ситуаций в семейно-бытовых отношениях, выраженных в совершении действий, нарушающих спокойствие граждан в месте их проживания (пребывания), а также в неуважении к окружающим, в том числе к члену (членам) семьи, в унижении их человеческого достоинства, в оскорбительном поведении, сопровождаемом нецензурной бранью.

В соответствии со статьей 12.3 КоАП области протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 2.18 настоящего Кодекса вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции).

Однако,  применение указанной нормы КоАП области  в настоящее время невозможно по следующим основаниям.

Федеральным законом от 21.07.2014 № 247-ФЗ часть 6 статьи 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях дополнена абзацем вторым, которым установлено, что протоколы об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) в случае, если передача этих полномочий предусматривается соглашениями между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий.

Таким образом, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 12.3 КоАП Нижегородской области могут составляться должностными лицами органов внутренних дел (полиции) только при наличии указанного соглашения.

В Законодательное Собрание  обращался Глава администрации Богородского  муниципального района Пушкарев С.В.  по указанной проблеме ( исх. № 14-01/23/1088 от 01.12.2014г.).

Судебная практика свидетельствует о том, что суды признают недействующими нормы законов субъектов Российской Федерации, в соответствии с которыми органы внутренних дел (полиции) наделены правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации   опеределение Верховного Суда РФ от 26.02.2014 № 52-АПГ 14-1, определение Верховного Суда РФ от 13.11.2013 № 91-АПГ 13-2).

Свидетельством актуальности данной проблемы является снижение статистических показателей о применении данной статьи полицией, указанной в пункте 4.2. настоящей информации.

На основании изложенного, необходимо Правительству области ускорить подписание соглашения о передаче полномочий по составлению протоколов органами внутренних дел (полиции) по административным правонарушениям, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность между  Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Нижегородской области.

 

6. Информация о результатах проведения правовой антикоррупционной экспертизы, судебной практики.

В соответствии с заключением государственно-правового управления аппарата Законодательного Собрания от 15 января 2015 года, Закон области № 88-З соответствует федеральному законодательству, коррупциогенных факторов в Законе области № 88-З не выявлено.

Однако статья 13 Закона области содержит ссылку на Закон Нижегородской области от 7 сентября 2006 года N 85-З "Об участии граждан в обеспечении общественного порядка на территории Нижегородской области", который признан утратившим силу в связи с принятием Закона Нижегородской области от 3 октября 2014 года № 1390З "Об участии граждан в охране общественного порядка на территории Нижегородской области", что требует устранения.

Судебная практика по обжалованию отсутствует, в связи с тем, что нормы данных статей не были предметом рассмотрения судебных инстанций.

7. Оценка эффективности действия Закона области № 88-З.

На основании информации о реализации Закона области № 88-З, поступившей в ходе мониторинга, учитывая ограниченную компетенцию субъекта РФ по регулированию правоотношений в сфере профилактики правонарушений в Нижегородской области, эффективность действия Закона области № 88-З удовлетворительная.

8. По итогам проведенного мониторинга Закона области № 88-З предлагаются следующие обобщенные рекомендации:

1. Рекомендовать  Правительству Нижегородской области ускорить подписание соглашения о передаче полномочий по составлению протоколов органами внутренних дел (полиции) по административным  правонарушениям, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Нижегородской области.

2. Подготовить обращение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации об ускорении рассмотрения и принятия проекта Федерального закона № 545442-6 "О внесении изменения в статью 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

3. На основании проведенного мониторинга применения мировыми судьями в 2013 году статьи 2.18 КоАП Нижегородской области (создание конфликтных ситуаций в семейно-бытовых отношениях) рекомендовать ГУ МВД России по Нижегородской области провести анализ статистики и возможных причин правонарушений в отдельных городах и районах Нижегородской области, с повышенным количеством правонарушений по данной статье.

4. Рекомендовать судебным приставам-исполнителям чаще инициировать возбуждение административного производства по статье 20.25 Кодекса РФ об административной ответственности.

5. Рекомендовать главам местного самоуправления и главам администраций муниципальных районов и городских округов  Нижегородской области изучить опыт работы первой "кризисной квартиры" и рассмотреть возможность развития данного вида помощи пострадавшим в своих районах (городских округах).



© 2020 Законодательное Собрание Нижегородской области